Тонкости изготовления стола для сварочных работ
Тонкости изготовления стола для сварочных работ

Тонкости изготовления стола для сварочных работ

Волконскоит

Волконскоит

Волконскоит (устаревшие синонимы: гекторит, монтмориллонит хромистый — минерал из группы каолинита, подкласса листовых силикатов промежуточного между монтмориллонитом и нонтронитом состава: CaO3 (Сr 3 +, Mg 2+ , Fe 2+ )2 (Si, Al)4 O10 (OH)2 ∙ 4H2 O.

Содержание

  • 1 Свойства
  • 2 История открытия
  • 3 Происхождение
  • 4 Месторождения
  • 5 Применение

Свойства

Твёрдость 1,5 — 2, плотность 2 — 2,5. Сравнительно редкий минерал изумрудно-зелёного, травянисто-зеленоватого до грязно-зелёного цвета. Встречается также коричневого и чёрного цветов (за счёт содержания примесей оксидов Fe и Mn). Химически устойчив, непрозрачен, с матовым до жирного блеском, жирный на ощупь. Вязкий, легко царапается и режется ножом. Образует сплошные плотные скрытокристаллические массы. Гигроскопичен, легко поглощает воду, при высыхании растрескивается.

История открытия

Открыт в 1830 году в Пермской губернии. Назван в честь светлейшего князя Петра Михайловича Волконского, генерал-фельдмаршала, участника Отечественной войны 1812 года.

Происхождение

Происхождение экзогенное. Волконскоит образуется в результате взаимодействия подземных вод, обогащённых хромом, с органикой (с захороненными в крупнообломочном материале отводами и обломками стволов деревьев). В результате этого взаимодействия соединения хрома восстанавливались, образуя вместе с растворёнными в воде железом, кремнезёмом и глинозёмом данный материал. Вместе с тем, неясным остается вопрос об источнике поступления хрома в подземные воды, он до сих пор не установлен.

Месторождения

Известен всего в нескольких пунктах Земного шара. Наиболее значительные по размерам залежи этого минерала известны в России, в Пермском крае, в меньших количествах в Удмуртии и Кировской области. Встречается в виде прожилков и столбообразных тел, залегающих горизонтально или наклонно среди песчаников (песков) и конгломератов (галечников), отложившихся в руслах древних рек в конце пермского периода (около 255 млн лет назад).

Волконскоит

Применение

Минерал высоко ценится художниками, так как из него получается качественная краска оливкового цвета (волконскоитовая краска) с высокой лессировочной способностью. После высыхания краска образует плёнку, стойкую к внешним воздействиям, нерастворимую в воде и органических растворителях, не изменяет цвета под действием сероводорода и сернистых газов.

Иконописцы ещё за столетия до официального открытия этого минерала использовали его для изготовления красивого зелёного пигмента, который сохранял свой цвет столетиями; пример — широко известная икона «Святые апостолы Пётр и Павел» из Новгородского Софийского Собора XI века. Обычно плащ Иоанна Предтечи изображается зелёного цвета, с использованием данного минерала. В средние века волконскоит использовался часто и высоко ценился. Пабло Пикассо также пользовался в своих работах красками с применением волконскоита.

Кроме применения волконскоита в производстве художественных красок, он может применяться и в других видах промышленности, в реставрационных работах, в иконописи, для изготовления эмалей, глазури в керамическом и гончарном и производстве защитно-декоративных красок (волконскоит выдерживает температуру до 1500 °C). Волконскоитовый пигмент хорошо смешивается с титановыми и цинковыми белилами.

Волконскоит может успешно использоваться как адсорбент при очистке и рафинировании масел, как пермутит для устранения жёсткости воды. Покрытия с применением волконскоита повышают адгезионные свойства поверхности покрытия, дают хорошую матовую поверхность и имеют приятный шелковистый цвет.

Источник

Что за краска волконскоит

300px-Volconskoite_td.jpg

На территории Кировской области имеется одно из редчайших месторождений волконскоита (англ. – Volkonskoite). Этот минерал встречается всего в нескольких местах Земного шара. В России волконскоит впервые обнаружен в 1830 году в Пермском крае, затем найдены залежи в Удмуртии и в нашей Кировской области в Богородском районе и Унинском районе. Своё необычное название получил в честь князя Петра Волконского – министра императорского двора.

Минерал входит в группу смектита, богат оксидом хрома, благодаря чему встречается в сине-зеленом цвете или в оттенке от светло-зеленого до темно-зеленого. На ощупь жирный, при высыхании растрескивается. Месторождения находятся в пласте земли, зародившемся более 255 миллионов лет назад.

Ценность данного минерала в том, что из него получают волконскоитовую краску, цвет которой может быть изумрудным, оливковым, насыщенно-зеленым. Краска из волконскоита позволяет получить необычный, глубокий, сложный цвет, который очень ценят художники. По окончании высыхания на краске образуется защитная пленка, которая предохраняет рисунок от воздействия влаги, органических растворителей, сернистого газа и сероводорода. Сам волконскоит выдерживает нагрев до полутора тысяч градусов по цельсию.

Древние иконописцы оценили данный минерал задолго до его официального открытия: они широко использовали этот пигмент в краске для росписи икон. Ученые обнаружили ее в составе красок икон написанных в XI веке. Благодаря своим необычным свойствам, такая краска отличается долговечностью и не блекнет столетиями. Увидеть роспись с применением этой краски можно на иконе «Святые апостолы Пётр и Павел».

Читайте также:  Краска для волос Dia Light Milkshakes

Известнейший испанский художник Пабло Пикассо тоже использовал краску с волконскоитом в своем творчестве.

В годы Великой Отечественной войны пигмент из волконскоита входил в состав защитной краски для камуфляжа танков.

Помимо художественного искусства и иконописи, волконскоит может использоваться в гончарном деле, для реставрационных работ, в промышленности как адсорбент при очистке масел и для устранения жесткости воды.

Процесс возникновения месторождений этого удивительного минерала очень сложен и занимает длительное время. Для образования волконскоита необходимо наличие в первую очередь обогащенных хромом подземных вод, причем источник этого хрома пока не установлен. Затем вода должна провзаимодействовать с органикой, в химический синтез включиться растворенное железо, глинозём и кремнезём. Только тогда сможет вновь возродиться этот уникальный минерал. В нынешнее время запасы «зеленой глины» оскуднели, поэтому в промышленных масштабах заготовка её ни в Кировской области, ни в одном из других месторождений не ведётся.

Источник



Что за краска волконскоит

ВОЛКОНСКОИТ — редкий минерал, он представляет собой глину, пропитанную триоксидом дихрома Cr2O3 (до 30%).
Имеет красивый зеленый цвет различных оттенков, от светло-зеленого до темно-зеленого. Встречается коричневого и черного цветов. Химически минерал устойчив, непрозрачен, обладает мерцающим блеском, жирный на ощупь.
Волконскоитовая краска обладает оливковым цветом, большой стойкостью к химическим и внешним воздействиям, высокой лессировочной способностью.

В 1927 году Высшим художественным институтом была впервые выпущена художественная краска под названием «Земля зеленая — минерал волконскоит», получившая очень высокую оценку художников и реставраторов.
Высокие пермутитные и адсорбционные свойства.
Спектр возможного практического использования волконскоита очень широк.
Достаточно отметить, что из минерала можно изготовить не менее 25 художественных красок различных цветов с ценными лессирующими свойствами.

Единственное неудобство при работе с волконскоитом связано с его высокой адгезионной способностью, которая усложняет растирку пигмента. Одним из способов устранения этой помехи служит добавка небольшого количества кварца в волконскоит при его растирке, все это, тем не менее, нисколько не умаляет достоинств волконскоита как одного из лучших лессировочных пигментов зеленого цвета, замечательные свойства которого были по достоинству оценены П. Пикассо, очень любившим этот пигмент, специально выписываемый им из Советского Союз. Известно его письмо Союзу художников СССР с просьбой не сокращать его добычу.

Пабло Пикассо пользовался в своих работах красками с применением волконскоита. В Государственном музее изобразительных» искусств имени А. С. Пушкина есть картина «Нищий мальчик» известного французского художника, лауреата Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» Пабло Пикассо.
Эта картина исполнена в мертвенно-голубых и зеленых тонах, подчеркивающих обреченность человека в условиях социального неравенства. Но мало кто знает, что необычайную чистоту и устойчивость зеленой краске дает редкий минерал волконскоит.

Значение этого минерала-красителя очень велико. Раньше художники не имели минеральной зеленой краски и пользовались красками растительного происхождения, которые быстро желтели. А ведь с помощью красок художник на полотне создает второй мир. И вот когда открыли волконскоит, художники стали создавать на полотнах зеленый пейзаж природы.

После высыхания краска образует пленку, стойкую к внешним воздействиям, нерастворимую в воде и органических растворителях, не изменяет цвета под действием сероводорода и сернистых газов.
Краска имеет хорошую адгезию и пастозность, высокую светостойкость, отсутствует различие между цветом краски и красочной пленки. Кроме применения волконскоита в производстве художественных красок, он может применяться и в других видах промышленности, в реставрационных работах, в иконописи, для изготовления эмалей, глазури в керамическом и гончарном и производстве защитно-декоративных красок. (Волконскоит выдерживает температуру до 1500 °С)

Хорошо проводится совмещение пигмента с разбеливающими агентами (оксид титана, оксид цинка и др.)
Волконскоит может успешно использоваться как адсорбент при очистке и рафинировании масел, как пермутит для устранении жесткости воды. Покрытия с применением волконскоита повышают адгезионные свойства поверхности покрытия, дают хорошую матовую поверхность (если необходимо) и имеют приятный шелковистый цвет.

Нами разработаны способы и рецепты получения матовых покрытий, которые обладают рядом преимуществ по сравнению с глянцевыми аналогами.

Читайте также:  Краска для бровей и ресниц ч рная

Применение волконскоита в качестве цветного наполнителя позволяет повысить технические показатели красок в сочетании с известными в лакокрасочной промышленности пигментами, что позволяет ЗНАЧИТЕЛЬНО сократить применение дорогостоящих импортных наполнителей, СНИЗИТЬ стоимость красок.
Волконскоит кристаллизуется в моноклинной системе, хрупок, легко раскалывается на мелкие кусочки.
Производились анализы волконскоита на наличие примесей тяжелых и токсичных металлов. Все показатели оказались в норме. Отсутствуют легколетучие токсичные металлы, не используемые в лакокрасочной промышленности. Волконскоит с чистой зеленой окраской изотропен, обладает большим показателем преломления. Минерал устойчив ко всем кислотам, кроме хлороводородной кислоты (вытяжка желто-зеленого цвета).

Эту краску начали применять в масляной живописи в последние десятилетия.
Сегодня изготовляется и синтетическая краска под волконскоит, но сохранит ли она свой цвет за тысячелетие как естественный волконскоитовый пигмент на широко известной иконе «Святые апостолы Петр и Павел» из новгородского Софийского собора XI века?

ГОСТов на пигмент нет.
Нами разработаны свои ТУ № 2331-00112020172-2003 г.

Источник

Волконскоит и Пикассо

П. Пикассо "Женщина в шляпе"

На фотографии представлена картина Пабло Пикассо «Женщина в шляпе», вероятно написанная краской из зеленого минерала волконскоита, который встречается только в Приуралье. История открытия и изучения волконскоита — необычная и, по словам геолога Л. В. Пустовалова, наглядная и поучительная, как и любая другая история в науке.

Она началась летом 1830 года, когда горному инженеру А. П. Волкову крестьяне под видом медного слитка попытались продать непонятный зеленый камень. Инженер распознал в находке новый минерал и доложил своему начальнику, чиновнику Л. А. Перовскому (позже в его честь назовут обнаруженный в 1839 году в Уральских горах минерал перовскит). Тот решил назвать минерал в честь князя П. М. Волконского. Чуть раньше именем князя по случаю дня рождения назвали остров в Тихом океане. Перовский решил, что минерал ничуть не хуже острова, а во многом даже лучше. Он поручил Волкову сделать химический анализ минерала и вообще подготовить описание. Оно вышло в «Горном журнале» за 1830 год, в разделе «Смесь». Заметка почти целиком состояла из описания строения Ефимятской горы, где нашли минерал. Химический анализ Волков так и не подготовил. Сослался на то, что сгорела аптека, где выполнялись работы. Необычный подарок, вероятно, понравился князю Волконскому. Вскоре Перовский получил сенаторское звание и годовую аренду в 7000 рублей на 25 лет сроком. Минералами он, кажется, никогда больше не интересовался.

Первые химические анализы волконскоита сделали в Европе. Французский исследователь Г. П. Бертье разложил волконскоит на три составляющие и решил, что это разновидность морской пенки. Немец С. Керстен пришел к другому выводу. Он считал, что зеленый камень — по сути фарфоровая глина. На всех химиков и минералогов приходилось лишь несколько кусочков зеленого минерала, доставленных Волковым с Урала. Минерал считался редким и загадочным.

И только в конце XIX века казанский геолог П. И. Кротов нашел новое месторождение. В селе Ухтым Вятской губернии он услышал от мужиков рассказ о каких-то зеленых камнях: дети таскали их из оврага. Цветные камни оказались волконскоитом. Кротов добыл много минерала и тщательно провел анализы. Его грандиозные исследования кончились крахом из-за невнимательности и случайного ляпа. В итоговых вычислениях формулы волконскоита Кротов по ошибке поставил запятую не там, где надо, и молекулярное соотношение окиси хрома обозначил «1,27», а не «12,7». Ошибку заметил геолог Л. В. Пустовалов лишь спустя четверть века. До этого формулу Кротова охотно перепечатывали справочники по минералогии по всему миру.

Волконскоит

Кусок волконскоита из Ухтыма (Кировская область). Фото с сайта bogorodskoe43.ru

Новая страница в изучении волконскоита началась в 1915 году, когда молодой геолог В. И. Крыжановский отправился на Урал искать фольбортит — особую разновидность меди, которая залегает в песчаниках пермского возраста и часто служит спутником урана. В августе Крыжановский добрался до Ефимят — места, где Волкову пытались продать волконскоит. Узнав, что барин ищет зеленый камень, крестьяне обрадовались. Они давно хотели узнать, что это за «зеленый купорос» встречается им в земле и на что он годится. Цветом как малахит, на ощупь напоминает липкую засохшую глину. То ли медь, то ли грязь, всего понемногу, а вместе — непонятно и загадочно. Куски «купороса» они не раз отправляли с нарочными в горные департаменты Перми, да без толку. Крыжановского отвезли в деревню Самосадки, на гору Каравашик, где залегало много зеленого камня. Мужики выкопали ему две ямы на холме. Лопат в деревне почему-то не оказалось, крестьяне копали песок ножами, вилами и топорами.

Читайте также:  VGT SUPERWHITE ВГТ ВД АК 2180 краска для потолка

В горе всюду залегали линзы волконскоита. Самый большой образец — тяжелое «целое полено в 1 метр длиной». Крыжановский рассказывал в письмах, что полено они распилили пилой и отнесли в избу частями.

Геолог вывез из деревни Самосадки 50 килограммов волконскоита самых разных оттенков: почти черного, изумрудного, фисташкового и малахитового. Крыжановский обратил внимание, что внутри крупных кусков волконскоита попадаются окаменелые веточки древних растений, а сам минерал иногда залегает в полостях-пустотах «от выгнивших стволов». Исследователь предположил, что волконскоит как-то связан с ископаемыми растениями. Но как именно, ему было неясно.

Заброшенная старая штольня

Заброшенная старая штольня в окрестностях Самосадок, где кустарным способом добывали волконскоит. Фото © П. К. Чудинов, 1960 год

Загадку волконскоита окончательно удалось решить лишь в сороковых годах, когда на Урале прошли масштабные работы по изысканию этого минерала. Некоторыми геологическими партиями руководил Г. И. Енцов. Он обратил внимание на интересную деталь, связанную с месторождениями минерала. Волконскоит в Самосадках залегал в тонких косых слоях песка. Такие слои оставляют после себя реки. Енцов решил проследить русло древней реки и принялся замерять рябь на песчанике и углы наклона галек. Когда закончил наблюдения, нанес полученные результаты на карту местности, заштриховал. И по холмам с оврагами пролегла извилистая лента — русло реки пермского периода. Возможно, это была первая в мире детальная палеогеографическая реконструкция для наземных отложений.

Реконструкция реки пермского периода

Реконструкция реки пермского периода и схема скопления «волконскоитовых» деревьев. Рисунок из статьи Г. И. Енцов и др., 1952. К геолого-петрографической характеристике волконскоитовых месторождений Прикамья

Река текла с запада на восток, хотя должна была наоборот: от восточного Урала к западному морю. Вероятно, в районе будущих Самосадок она огибала какое-то препятствие и ненадолго меняла направление. В ее излучинах залегала основная масса волконскоита. Енцов предположил, что именно туда течение прибивало растительный мусор: листву, ветки, бревна. Здесь попались даже целые «волконскоитовые» деревья — зеленые линзы, которые вначале шли ровно и прямо, а затем раскидывали в стороны «минеральные» ветки. Самые огромные линзы оказались бревнами по 17 метров длиной. Подоспевший химический анализ показал, что волконскоит является ископаемой древесиной, замещенной солями хрома. Хром заместил растительную органику, и в результате химической реакции получился волконскоит. Откуда взялся хром в приуральских реках — не очень понятно. По мнению современных исследователей, это остается одной из главных загадок волконскоита. Вероятно, хром сносило с молодых, только что поднявшихся Уральских гор.

Река пермского периода

Река пермского периода, несущая множество растительных остатков. Иллюстрация © Андрей Атучин

Необычный минерал оказался очень качественным материалом для производства зеленой краски. Ее делали еще в средние века. Русские богомазы рисовали фрески и иконы раствором из волконскоита. Это удалось выяснить благодаря химическому анализу: в зеленой краске фресок оказалось слишком много хрома, такой состав мог дать только волконскоит. С тридцатых годов, после запуска промышленной добычи волконскоита, краску употребляли в двух главных целях. Она шла на нужды художников и для оборонной промышленности. Ею рисовали елочки на детских картинках и покрывали броню танков и орудий.

За рубеж волконскоит, кажется, не поставлялся. И вот, в 1965 году газета «Правда» опубликовала письмо знаменитого друга СССР — Пабло Пикассо. Художник просил советских геологов найти ему качественный и яркий волконскоит, чтобы он мог сделать насыщенную зеленую краску. Просьбу выполнили и во Францию, если верить газетам, выслали целый ящик зеленого минерала. На поздних картинах Пикассо многие зеленые платья, фигуры и дома, скорее всего, нарисованы с помощью редкого уральского минерала. А 270 миллионов лет назад краска с картин Пикассо была ветвями и деревьями, под которыми бродили уральские звероящеры.

Черепа звероящеров

Черепа звероящеров-эстемменозухов, живших во время отложения волконскоита в излучинах пермских рек. Фото © П. К. Чудинов

Источник