Темперные краски смываются водой
Темперные краски смываются водой

Темперные краски смываются водой



Особенности темперных красок

Мария Текун

В этой статье мы рассмотрим особенности темперных красок и их отличие от других художественных материалов, которые художники используют для создания своих работ в настоящее время, таких как масляные краски, акрил или гуашь.

Состав темперных красок

темперные краски для рисования темпера для живописи темпера особенности цвета темперных красок

По сути своей, темперные краски — это водорастворимые краски, изготовляемые на основе сухих порошковых пигментов и эмульсий, служащих связующим веществом. Поскольку с порошковыми пигментами все ясно (они везде примерно одни и те же), то на них мы специально останавливаться не будем, а вот эмульсиями могут служить различные вещества, и в зависимости от того, на основе какой эмульсии приготовлена темперная краска, она будет отличатся по своим свойствам и названию, соответственно.

Различается два основных вида темперных красок — это натуральные и искусственные. В натуральной темпере в качестве связующей эмульсии используется куриное яйцо, отсюда и название — яичная темпера. В искусственной темпере эмульсией служат различные масла в водном растворе клея или полимеры.

Здесь мы не станем углубляться в исторические и технические подробности, но усвоим лишь самое главное.

Итак, яичную темперу, друзья, можно изготовить только самостоятельно, используя пигменты и яичный желток. Готовить ее нужно непосредственно перед работой и — она не хранится. В современном производстве готовых красок все давно перешли на химию и упрощенный технологический процесс. Ну, используем то, что есть.

Я в своей работе использую темперные краски «Мастер Класс» производства фирмы «Невская палитра» на основе поливинилацетатной дисперсии (ПВА).

Темпера особенности темперных красок

Основными отличительными особенностями темперных красок являются следующие:

  • это краска на водной основе, т.е. разбавляется водой
  • темпера очень быстро сохнет
  • после высыхания темперная краска создает плотный прочный матовый слой, который не смывается водой, т.е. как было написано в предупреждении на одной баночке с краской «Краска высыхает необратимо!»
  • темпера имеет высокую укрывистость, и слои ее непрозрачны — у этой краски нет так называемых лессировочных пигментов, которые создают полупрозрачные слои.
  • темперная краска позволяет писать как густыми плотными мазками, так и довольно сильно разбавленными слоями, что-то между маслом и гуашью
  • за счет отсутствия масла в составе краски темпера не желтеет, не темнеет и не выцветает со временем, то есть красочный слой является очень стойким, но
  • оказывается более чувствителен к механическим повреждениям в некоторых случаях
  • в процессе высыхания темпера довольно значительно меняет цвет, что необходимо учитывать в работе
  • в большинстве магазинов товаров для художников темпера имеет довольно ограниченное предложение — в среднем около 20 цветов, и это самый скудный набор по сравнению со всеми остальными красками (акрил, масло, гуашь, акварель)
Цвета темперных красок

Самый популярный набор темперных красок в тубах включает в себя такие цвета:

белила титановые кадмий лимонный кадмий желтый средний кадмий красный светлый
железная красная ультрамарин голубая фц изумрудно-зеленая
охра светлая сиена натуральная сиена жженая сажа газовая

Так же можно добыть тубы поштучно с дополнительными цветами:

кадмий желтый светлый майская зеленая желто-зеленая кобальт зеленый светлый
окись хрома кобальт бирюзовый кобальт лазурно-голубой церулеум
кобальт синий сиреневый хинакредон фиолетовый хинакредон розовый хинакредон
кадмий красный темный краплак красный А неаполитанская желтая кадмий оранжевый
капут-мортуум умбра жженая

Это вся палитра темперных красок. Возможно, кому-то покажется данный набор весьма скудным, но мне вполне хватает и половины!

Не придется особенно печалиться и тем, кто откроет для себя и прочтет замечательную книгу из серии «must read», — «Синий и желтый не дают зеленый» — учебник по теории цвета Майкла Уилкокса.

Преимущества и недостатки темперы

На основе вышеперечисленных особенностей темперных красок каждый для себя сможет примерно оценить их достоинства и недостатки.

Так, скажем, водная основа может считаться важным преимуществом темперы за счет простоты и удобства использования, отсутствия запаха, легкости в уходе за кистями и палитрами и т.п.

Быстрое высыхание красочного слоя в каких-то случаях может считаться преимуществом, а в других — будет недостатком. Смотря какую задачу ставит перед собой художник.

Непрозрачность красочного слоя так же в каких-то случаях «жирное» достоинство, а в каких-то — досадный недостаток. Это я к тому, что темперная краска, даже при значительном разбавлении водой никогда не позволит создать прозрачных многослойных лессировок, как в акварели или масляной живописи. Зато можно «крыть» хоть белым по черному, хоть черным по белому!

Укрывистость темперы

Укрывистость или расход краски на единицу площади, что будет точнее. Тут поступил вопрос от читателя как раз на эту тему, и я решила заполнить этот пробел в нашей статье. Итак, как же узнать, сколько потребуется темперной краски для покрытия холста определенной площади?

Считается, что укрывистость темперы (или расход краски) примерно 100 г/м2 — это плотный слой практически не разбавленный водой. А дальше идут варианты…

По моему опыту темпера даже при значительном разбавлении создает плотный матовый слой. Можно прокрывать холст в два слоя — первый жидкий и второй более плотный. Время просушки первого слоя желательно выдерживать около 1 часа (это наверняка!), т.к. если первый слой не достаточно просох, он может начать сдираться при нанесении второго слоя и эти «дыры» будет сложно заделать.

И еще расход темперной краски сильно зависит от качества грунта и подготовки поверхности. Если грунт плохой и поверхность плохо подготовлена, то расход краски может сильно увеличиться, и наоборот.

Картины темперой

Примеры моих работ, написанных темперными красками в разных техниках

Пашня, первый снег, озимые и последнее солнце

Картина написана в авторской технике, холст на картоне. Написано в один слой.

Картина написана темперными красками в смешанной технике, многослойная живопись.

Картина написана темперными красками в авторской технике в несколько слоев, холст на подрамнике

картина "Вечный Ом"

Картина написана темперными красками на «домотканом» льняном холсте в виде свитка, «мягкая картина», кстати, подобные картины я гладила утюгом с отпаривателем, и с краской ничего не произошло. Думаю, их и стирать можно )))

Читайте также:  ТОП 5 советов как бороться с потеками при покраске авто

картина Хмурый день. Картина-фреска, оргалит, штукатурка, темпера, 10х15 см

Картина темперой на оргалите по сырой штукатурке, фреска. Кстати, я заметила, что в этой технике краски при высыхании не тускнеют, а как бы приобретают дополнительную яркость и глубину.

Картина темперой, холст на картоне, написана в два слоя.

картина Китайские хризантемы. Бархат, темпера, 30х40 см

Картина темперой на бархате написана в авторской технике с применением мерцающих красок

картина Синяя птичка. Бархат, темпера, 20х30 см

Картина темперой на бархате с применением мерцающих красок

И в заключение хочу сказать, что темпера — этой мой любимый материал для творчества, свойства и способности которого практически неисчерпаемы, и я с радостью продолжаю свои эксперименты и приглашаю всех желающих присоединиться ко мне!

Источник

Живопись темперными и гуашевыми красками: технические нюансы

Темперные и гуашевые краски во время работы разводят водой, в продажу же они поступают либо отдельными флаконами, либо целыми наборами.

Темпера применялась живописцами еще в глубокой древности. Чаще всего при ее изготовлении использовали в качестве связующего вещества состав, включающий куриные яйца (для получения яичной темперы), или раствор гуммиарабика, или казеина, которые образовывали эмульсию при соединении с небольшим количеством льняного масла. Способы изготовления темперных красок и необходимая рецептура приведены в специальных изданиях по технологии живописи.

Разновидности красок

Сейчас в продаже имеются широко используемые в оформительском деле гуашевые краски. Есть много различных рецептов их изготовления с применением гуммиарабика и декстрина, а в некоторых случаях также и примеси меда, напоминающих рецептуру акварели, но для более дешевых сортов гуаши применяют в оформительской работе краски, где связующее вещество часто содержит раствор крахмала в соединении с небольшим количеством клея и едкого натра. Такие краски менее прочны, чем темпера, так как после высыхания при прикосновении к ним часто пачкают и стираются. Поверхности этюда, покрытые густым слоем гуашевых красок, легко осыпаются.

Следует помнить, что при высыхании краски темперы и гуаши очень изменяют свои тона, светлеют. Сравнительно с маслом здесь сложнее добиваться плавных переходов светотени.

Свойства красок и их использование

По внешнему виду этюды, написанные темперными и гуашевыми красками, имеют бархатистую, матовую поверхность. Чаще всего эти краски используют при решении декоративных задач. Темперными красками пишут на плотной (иногда тонированной) бумаге, на картоне или на холсте с «тянущим» казеиновым или эмульсионным грунтом. Нужно, чтобы в грунте не было слишком много клея и он втягивал часть воды, образуя хорошее сцепление с красочным слоем.

Готовые темперные работы хранят в папках или вывешивают на стены под стеклом, так как иначе красочный слой будет пылиться и портиться. Протирать темперные работы влажной тряпкой нельзя. В древности готовую темперную живопись покрывали лаком или вареным и отбеленным льняным маслом, но при этом она резко изменяла свои живописные качества.

Гуашевые и темперные краски рекомендуется использовать в школе на уроках декоративного и тематического рисования, но в работе с натуры им следует предпочесть акварель, которая позволяет ученикам добиваться более тонкой лепки формы в цветовых решениях и подбирать в соответствии с натурой цветовые отношения, не изменяющиеся при высыхании красок.

Студенты художественных училищ и академий часто используют темперную живопись в работе над эскизами и для написания пейзажных этюдов в периоды летней творческой практики. Художники иногда применяют темперу вместе с другими материалами: акварелью, пастелью, углем и сангиной, что дает интересные фактурные возможности. Так как темпера по внешнему виду похожа на клеевую живопись, то ею удобно пользоваться для написания эскизов театральных декораций.

Обратите внимание, что гуашевые краски малопригодны для многократного повторного нанесения мазков. Техника напоминает мозаичную кладку.

Учитывая, что краски в значительной степени светлеют и изменяются в цвете при высыхании, для нанесения на поверхность берут более интенсивный оттенок, чем в натуре.

Этюд можно выполнить на холсте или картоне с «тянущим», то есть вызывающим пожухание живописи, эмульсионным грунтом, или на бумаге, слегка тонированной нейтральной акварельной краской.

Источник

Темперные краски смываются водой

Темперные и гуашевые краски во время работы разводят водой, в продажу же они поступают либо отдельными флаконами, либо целыми наборами.

Темпера применялась живописцами еще в глубокой древности. Чаще всего при ее изготовлении использовали в качестве связующего вещества состав, включающий куриные яйца (для получения яичной темперы), или раствор гуммиарабика, или казеина, которые образовывали эмульсию при соединении с небольшим количеством льняного масла. Способы изготовления темперных красок и необходимая рецептура приведены в специальных изданиях по технологии живописи.

Разновидности красок

Сейчас в продаже имеются широко используемые в оформительском деле гуашевые краски. Есть много различных рецептов их изготовления с применением гуммиарабика и декстрина, а в некоторых случаях также и примеси меда, напоминающих рецептуру акварели, но для более дешевых сортов гуаши применяют в оформительской работе краски, где связующее вещество часто содержит раствор крахмала в соединении с небольшим количеством клея и едкого натра. Такие краски менее прочны, чем темпера, так как после высыхания при прикосновении к ним часто пачкают и стираются. Поверхности этюда, покрытые густым слоем гуашевых красок, легко осыпаются.

Следует помнить, что при высыхании краски темперы и гуаши очень изменяют свои тона, светлеют. Сравнительно с маслом здесь сложнее добиваться плавных переходов светотени.

Свойства красок и их использование

По внешнему виду этюды, написанные темперными и гуашевыми красками, имеют бархатистую, матовую поверхность. Чаще всего эти краски используют при решении декоративных задач. Темперными красками пишут на плотной (иногда тонированной) бумаге, на картоне или на холсте с «тянущим» казеиновым или эмульсионным грунтом. Нужно, чтобы в грунте не было слишком много клея и он втягивал часть воды, образуя хорошее сцепление с красочным слоем.

Готовые темперные работы хранят в папках или вывешивают на стены под стеклом, так как иначе красочный слой будет пылиться и портиться. Протирать темперные работы влажной тряпкой нельзя. В древности готовую темперную живопись покрывали лаком или вареным и отбеленным льняным маслом, но при этом она резко изменяла свои живописные качества.

Читайте также:  Краски Тиккурила по металлу в Москве

Гуашевые и темперные краски рекомендуется использовать в школе на уроках декоративного и тематического рисования, но в работе с натуры им следует предпочесть акварель, которая позволяет ученикам добиваться более тонкой лепки формы в цветовых решениях и подбирать в соответствии с натурой цветовые отношения, не изменяющиеся при высыхании красок.

Студенты художественных училищ и академий часто используют темперную живопись в работе над эскизами и для написания пейзажных этюдов в периоды летней творческой практики. Художники иногда применяют темперу вместе с другими материалами: акварелью, пастелью, углем и сангиной, что дает интересные фактурные возможности. Так как темпера по внешнему виду похожа на клеевую живопись, то ею удобно пользоваться для написания эскизов театральных декораций.

Обратите внимание, что гуашевые краски малопригодны для многократного повторного нанесения мазков. Техника напоминает мозаичную кладку.

Учитывая, что краски в значительной степени светлеют и изменяются в цвете при высыхании, для нанесения на поверхность берут более интенсивный оттенок, чем в натуре.

Этюд можно выполнить на холсте или картоне с «тянущим», то есть вызывающим пожухание живописи, эмульсионным грунтом, или на бумаге, слегка тонированной нейтральной акварельной краской.

Источник

Темперные краски – особенность, состав и как ими пользоваться

Темперные краски — уникальный материал для творчества, который использовался еще во времена Древнего Египта. Именно с его помощью были созданы шедевры живописи Рафаэля, Микеланджело. Стойкость и долговечность таких красок поразительны, как и их декоративные свойства, поэтому темперная живопись остается популярной в наше время.

  • Особенности красок и их применение
  • История появления темперы
  • Современная темперная живопись
  • Достоинства и недостатки краски
  • Виды темперных красок
  • На основе яичного желтка
  • С казеином — синтетическим белком
  • На основе воска
  • Из клея ПВА и акрила
  • Как рисовать темперными красками
  • Вспомогательные средства для работы темперой
  • Как еще можно рисовать темперой

Особенности красок и их применение

В переводе с итальянского «темпера» означает «смешивать». По сути, под темперной техникой понимают вид живописи специальными эмульсионными красками на основе водорастворимых пигментов и различных связующих веществ, обладающих повышенной стойкостью. В качестве связующего компонента могут выступать как синтетические, так и натуральные вещества:

  • желток куриного яйца;
  • древесные и растительные соки;
  • масла;
  • клеевые растворы и т. д.

Пигменты в составе темперы тоже могут иметь разное происхождение — природное или искусственное. При соединении всех компонентов получается эмульсия, причем отдельные составляющие ее не смешиваются между собой полностью (например, вода и масло). Темперная живопись включает различные приемы, подразумевает применение разнообразных фактур. Лучше всего темперные краски подходят для рабочих основ с большой впитывающей способностью и для полотен, обработанных грунтом. После сушки картина становится матовой, бархатистой на вид и напоминает произведение, выполненное гуашью, только с несколько измененными оттенками.

Темперные краски очень быстро сохнут. Это нужно учитывать при смешивании и разбавлении тонов и подготовке рабочего материала. Смешивать краски на холсте, как масляные, практически невозможно. Такой материал нельзя наносить слишком толстым слоем: он малопластичен, поэтому может потрескаться. Лучше всего использовать темперу в лессировочной технике и для прорисовки мелких деталей.

Лессировка темперой

Лессировка темперой

У темперных красок есть и другие особенности:

  • не размываются водой;
  • легко проникают в древесину и удаляются только шлифованием;
  • плотные, имеют высокую кроющую способность;
  • не текстурные, на них не остается следов от кисти;
  • не меняют тона под лаковым слоем.

Работать с темперой довольно сложно, особенно для новичков. К такой краске нужно привыкнуть и все получится. Потренироваться стоит на гуаши, а после оттачивания мастерства можно переходить на темперные краски.

История появления темперы

Масляная живопись появилась в Европе в 15 веке и быстро стала популярной среди художников. До этого времени мастера прошлого использовали самодельные краски, которые смешивались вручную из самых разнообразных компонентов. Поэтому точный срок развития темперной живописи назвать сложно, но рисунки, сделанные такими красками, исходят еще из Древнего Рима, Египта, Греции. Археологи находят саркофаги, расписанные темперой, а также множество раскрашенных старинных фресок и предметов обихода. Возраст этих изделий составляет более 4000 лет.

Фрески темпера

Вплоть до 15 века темперные краски повсеместно применялись для написания икон, росписи стен и потолков храмов, создания настенной живописи и даже в народном творчестве. В краску добавляли вино, квас, яйца, воду и другие доступные и недорогие компоненты, что обуславливало высокую популярность материала. Темпера держалась хорошо, сохраняя свой вид в течение многих лет, а смешать ее было очень просто.

Иконопись темперными красками

В 15 веке фламандский художник Ван-Эйк сделал состав материала более совершенным — добавил в него масло, после чего краски постепенно стали масляными, а темпера утратила актуальность. Впоследствии темперная живопись сохранилась преимущественно в Греции, России, а также стала применяться только для церковной росписи.

Современная темперная живопись

После серьезного спада востребованность темперы вернулась только к концу 19 века, когда многие художники разочаровались в масле. Так как старые виды темперы не удовлетворяли запросы мастеров, в состав стали добавлять все новые и новые компоненты. Основным изменением стало то, что многие натуральные вещества заменили искусственными. Готовая краска остается яркой и привлекательной долгие годы, и в этом отношении превосходит масло, а искусственные связующие делают ее еще более прочной, чем были первоначальные варианты.

Набор красок Tempera

Набор красок Tempera к содержанию ↑

Достоинства и недостатки краски

Темперные краски обладают рядом неоспоримых достоинств, которые привлекали живописцев во все времена:

  1. Быстрая сушка. Это свойство дает возможность рано начать обработку или транспортировать картину, а также применять разные виды письма, где одно место прописывается несколько раз.
  2. Свобода действий. С применением темперы мастер может не следовать строгой системе, а работать в смешанных техниках.
  3. Стойкость. Краски не боятся температурных перепадов, смены режима влажности, не выгорают от яркого света. После высыхания на поверхности картины формируется твердый, нерастворимый в воде слой, который накрепко соединился с основанием.
  4. Прочность и долговечность. После покрытия лаком темперные картины будут служить десятки лет.
  5. Красота. Живопись темперой не темнеет и не желтеет со временем, не меняет своего тона и выглядит просто потрясающе.
  6. Отсутствие усадки. Темпера немного уменьшается в объеме лишь сразу после высыхания, а в дальнейшем полностью сохраняет свою форму. Этим она выгодно отличается от масляных красок, которые меняют объем длительное время.
Читайте также:  Как очистить от краски одежду джинсы

Недостатки у темперы тоже имеются. Для защиты картин от механических повреждений все-таки стоит покрыть их лаком. На одной картине не рекомендуется использовать краски с разными составами, иначе есть риск расслоения или свертывания. Быстроту высыхания краски тоже можно отнести к минусам, ведь это усложняет работу для новичка.

Виды темперных красок

Материал может включать разные составляющие, от чего меняются его свойства. В зависимости от состава выделяют несколько разновидностей темперных красок.

На основе яичного желтка

В данном случае связующим веществом выступает желток яйца. Его соединяют с водой, уксусом, отдушкой и пигментом, иногда добавляют природные смолы. Яичная темпера очень эластичная и прочная, но может немного пожелтеть со временем. Чаще всего такие материалы применяются в иконописи. В современные яичные краски вводят консерванты и расфасовывают их в тубы. Также можно делать красящие смеси на основе целого яйца или одного лишь белка — они лучше подходят для рисования фресок.

Яичная темпера

С казеином — синтетическим белком

Казеиново-масляная темпера готовится из молочного казеина и отбеленного льняного масла, после чего в нее вводится цветной пигмент. В современные краски также добавляется фенол, который является антисептиком и позволяет продлить срок службы материала. Данный вид составов является довольно прихотливым в работе. Для него подходят только специально подготовленные холсты и картоны, бумага.

Молочный казеин

Объемные мазки таким составом лучше не делать, так как они быстро отслоятся от поверхности. Срок годности материала равен 6 месяцам, и по истечении пигмент начинает свертываться. Просроченной краской рисовать нельзя — она идет комками, расслаивается. Если же соблюсти все условия применения, то казеиново-масляная темпера будет прочно держаться десятилетиями, отлично сцепится с холстом и не потемнеет со временем.

На основе воска

Состав такой краски представлен пчелиным воском, растительными маслами, органическими смолами, водой и пигментами, а также рядом других компонентов. Восковая темпера считается современным видом красящих средств и обладает массой достоинств. С ней приятно и легко работать, она отлично ложится на загрунтованное основание, подходит для росписи стен. Благодаря прозрачности материал позволяет создавать сложные оттенки и переходы, а также объемные изображения. Такие составы сохнут дольше обычной темперы, при этом не менее стойки к факторам окружающей среды и могут смешиваться с водными и масляными красками.

Воск пчелиный

Из клея ПВА и акрила

Поливинилацетатная темпера — это «родственница» акриловых красящих материалов. Она имеет среднюю стойкость к повреждениям и низкую светостойкость, поэтому больше подходит для росписи декора. Темпера с ПВА очень быстро сохнет, и применять ее надо максимально скоро. Зато средство идеально для создания эффекта лессировки из-за достаточной прозрачности. Краска не подвержена расслоению, отлично держится на поверхностях, а при покрытии лаком обретает очень красивый блеск.

Современные акриловые темперы являются самыми популярными среди профессионалов. Они обладают чистым цветом и могут пигментироваться в насыщенные оттенки. Акрил стоек к механическим повреждениям, не царапается. У акриловых красок есть ряд минусов. После высыхания они несколько светлеют, поэтому нижние слои начинают проступать на верхних. При работе с холстом вода из красок может вызвать его провисание. Отмыть краску от палитры довольно сложно, поэтому лучше не дожидаться ее полного засыхания.

Темпера на акриловой основе

Как рисовать темперными красками

Жидкие темперные краски обладают отличной текучестью, формируют тонкий, четкий штрих. Чтобы качество рисунка было высоким, основу (холст, бумагу, картон, штукатурку) обязательно покрывают специальной грунтовкой на клеевой или эмульсионной основе. Вместо грунтовки можно использовать разбавленную водоэмульсионную краску с акрилом. Также рисовать темперной краской можно по дереву, тоже пропитав его грунтом. Оттенки для работы заранее подбирают на палитре. Применяют кисти из щетины, а для прорисовки маленьких деталей — колонковые кисточки.

Для нанесения рисунка подойдут как жидкие краски, так и более густые — ими трудятся в пастозной технике. Если изображение светлое, грунт должен быть белым. Получить требующийся оттенок можно путем лессировки. Не менее часто наносят картинку грубыми, рельефными мазками. Сверху готовое изображение покрывают теми же лаками, что и для масляной живописи.

Вспомогательные средства для работы темперой

Для разбавления темперы подойдет обычная вода, а также другие краски на водной основе — акриловые, гуашь, акварель. Готовые материалы будут иметь еще более интересные оттенки, что позволит создавать оригинальные цветовые переходы и эффекты. Восковую темперу разводят даже растворителями — скипидаром, уайт-спиритом, но после высыхания такая картинка будет матовой. Если нужен глянцевый эффект, в основу добавляют мастичный или даммарный лак, а также льняное масло.

Даммарный лак для живописи

Как еще можно рисовать темперой

Краски такого типа отлично подходят для создания картин, икон, для росписи игрушек и предметов декора, статуэток, шкатулок, скульптур. В отличие от гуаши, они не смываются водой и отлично держатся на поверхности, в особенности если выполнены на основе акрила. При необходимости темперу можно использовать по маслу, правда, есть риск плохого сцепления двух слоев и скатывания состава. Лучше заранее обработать изображение мыльным раствором, а потом использовать приемы темперной живописи. Темперные краски можно смело назвать универсальным, оригинальным и высококачественным художественным материалом. При желании научиться работать с ним сможет каждый, даже новичок в данном виде искусства.

Источник