Пошаговая инструкция перемотки электродвигателей своими руками
Пошаговая инструкция перемотки электродвигателей своими руками

Пошаговая инструкция перемотки электродвигателей своими руками



Как пропитать обмотки трансформаторным лаком в домашних условиях

Пропитка трансформаторов необходима для повышения технических характеристик. Использования современных компонентов позволяют успешно выполнить пропитку в домашних условиях. Перед тем как узнать, чем можно пропитать трансформатор в домашних условиях, необходимо определиться с возможными средствами. Оптимальным средством для выполнения такой задачи становится трансформаторный лак.

Использование составов удобно для обеспечения исключения в процессе работы гудения трансформатора. Он хорошо пропитывает обмотку. Плюсом становится достаточно быстрое высыхание.

Для чего нужна пропитка

Использование трансформаторного лака улучшает эксплуатационные характеристики. Его использование делает устройство тихим в работе даже в условиях перегрузки. В большинстве случаев выполнение пропитки на начальном этапе осуществляется еще на стадии промышленного производства в заводских условиях. Использование специализированных лаковых составов:

  • увеличивает электродинамическую стойкость при КЗ;
  • сокращению негативного влияния контрольных толчков и нагрузок;
  • устраняет последствия частых включений.

Итогом становится повышение электродинамичной стойкости. Нанесение защиты снижает негативный контакт с влагой и пылью, скрепляет витки.

Основные способы

Выполнение пропитки трансформаторов в домашних условиях может выполняться несколькими способами. Каждый из них в своей мере позволяет улучшить технические характеристики устройства.

В свечном воске или парафине

Выполнение пропитки с использованием парафина в домашних условиях осуществляется в несколько этапов:

  • На плите без использования открытого огня плавится парафин или свечной воск. Состав должен стать жидким и лишенным включения комков. Количество рассчитывается с учетом возможности полного погружения в жидкий парафин или свечной воск трансформатора.
  • Трансформатор расклинивают и сжимают на должном уровне. Его подвешивают на проволоке и полностью погружают в кастрюлю. Оставляют минут на пять. За этот срок он полностью пропитывается.
  • Достают трансформатор из кастрюли и подвешивают примерно на три часа, чтобы парафин или свечной воск полностью высох.
  • Остатки подсохшего средства аккуратно счищают с контактов и устанавливают трансформатор в штатное место.

При отсутствии этих веществ, альтернативным вариантом становится использование парафинового лака.

Источник

Пропитка трансформаторов в условиях домашней мастерской

ООО «ПроЭлектрика» — организация, в которой вы можете заказать такие услуги, как обслуживание и ремонт электродвигателей. Наш опыт, квалификацированный персонал и современные материалы позволяет производить качественный ремонт электрооборудования всех видов и в кратчайшие сроки.

Мы осуществляем ремонт обмотки электродвигателя в Москве с возможностью выезда по адресу заказчика или же с доставкой обслуживаемого оборудования на нашу ремонтную базу(МО, ул. Лесопрковая владение 14). Кроме того, у нас возможен качественный срочный ремонт электромоторов мощностью до 30 кВт за сутки.

Диагностика обмотки

Ремонт обмотки эл двигателя – это обязательная составляющая обслуживания электромотора, выполнение работ в рамках которой осуществляется с обязательной диагностикой изоляции обмотки с применением спецоборудования и приборов.

В случае выхода из строя обмотки во всыпных электродвигателях обычно производится замена провода, в шинных электродвигателях возможна частичная замена провода или ремонт обмотки.

Также к признакам ненадежности изоляции относят плохую пропитку обмотки в пазу, вызывающую вибрацию в статоре(роторе), и масляные загрязнения на изоляции. В таких случаях производится очиска обмотки с последующей пропиткой и сушкой.

Здравствуйте товарищи электронщики. Наверняка у вас при создании электронных девайсов появлялся вопрос, чем же запитать устройство большой мощности. Делать импульсный источник питания или мотать силовой трансформатор? Импульсный блок питания сложен в изготовлении для начинающих, но найти силовой трансформатор мощностью более 1000вт практически нереально. На выручку приходит статор от мощного асинхронного двигателя, найти который не составит труда. Асинхронный двигатель состоит из вращающегося на валу ротора и неподвижного статора, впрессованного в металлический корпус электродвигателя.

Соединяется все это двумя боковыми крышками, стянутыми между собой шпильками. Для того что бы вынуть статор нужно выкрутить фиксирующий болт и с помощью кувалды или тяжёлого молотка равномерно выбивать статор из корпуса. Нас интересует только статор, он состоит из набора пластин железа (магнитопровод). Статор следует выбирать по сечению железа, чем больше тем лучше, золотая середина от 17 до 50 см², в моём случает статор с сечением железа 30 см².

После извлечения статора из корпуса , были вырублены пазы для обмоток. Вырубка производится остро заточенным зубилом, но вырубать пазы совсем необязательно. Некоторые даже советуют набить пазы для обмоток трансформаторным железом, что делать не следует, может образоваться короткозамкнутый виток, который сильно уменьшит кпд будущего трансформатора, и увеличит его нагрев даже без нагрузки. До начала намотки потребуется изолировать статор, в процессе работы или при намотке лак на проводе может треснуть или поцарапаться, я изолировал с помощью 2-ух боковых накладок из картона, потом обмотав всё кольцо 2-мя слоями молярного скотча и одним слоем тряпочной изоленты.

Для жёсткой вах (вольт амперной характеристики) намотка производилась равномерно по всему кольцу. Расчёт количества витков производился по формуле 35/s где s сечение магнитопровода, то есть при сечении магнитопровода 30 см² нужно 35/30=1.16 для превичной обмотки потребуется 230 вольт*1.16=267 витков. Габаритная мощность трансформатора с учётом потерь 1610вт, при плотности тока в обмотках 4 ампера на мм² (8 ампер при сечении намоточного провода 2 мм²). При напряжении 220 вольт и 235 витках в первичной обмотке ток хх 1 ампер .

Видео демонстрация нагрузочной способности трансформатора.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. https://vk.com/id_linlin_park https://www.youtube.com/channel/UCWMW3jpVtj9FdwryttsksUA

Этапы ремонта

  • Разборка. Она включает в себя снятие кожуха, крыльчатки,крышек и выемку ротора(якоря)
  • Осмотр и диагностика обмотки и механизмов;
  • Демонтаж обмотки при необходимости или секций электродвигателя.
  • Намотка или ремонт секций.
  • Монтаж пазовой изоляции и укладка секций.
  • Сборка схемы соединения секций
  • Пропитка и сушка.
  • Сборка электродвигателя;
  • Лабораторные испытания и проверка электродвигателя на специальном стенде.

Подписка на рассылку

Пропитка обмоток электродвигателя (в дальнейшем ЭД) во многом определяет надёжность этой машины. Лаковое покрытие обмоточных проводов повышает электрические и механические изоляционные качества, от него зависит теплопроводность, влагостойкость и устойчивость к нагреву.

Однако все эти свойства во многом зависят от выбранных лаков.

Лак для пропитки обмоток электродвигателей

Лаки, которыми пропитываются обмотки ЭД, по составу подразделяются на три группы:

  • Маслосодержащие;
  • Синтетические (на базе полимеров искусственного происхождения);
  • Природные (на базе смол естественного происхождения).

Маслосодержащие лаки используются для пропитки обмоток ЭД с нагревостойкостью классов А, В и Е. Химический состав этих веществ и сфера применения описываются нормативами ГОСТ 6244-70 и ГОСТ 8018-70 соответственно. На рынке наиболее широко распространены масляно-битумный лак для пропитки электродвигателей марки БТ-987 и масляно-алкидный марки ГФ-95.

Но стоит учесть, что маслосодержащие лаки имеют высокое время сушки, которое составляет до 360 минут при температуре 105-110 градусов Цельсия.

Синтетические лаки этого недостатка лишены. Кроме того, они обладают превосходными цементирующей способностью и качеством отверждения в толстых слоях. Синтетические лаки крайне разнообразны, на рынке представлено более десятка марок, и различаются они эксплуатационными качествами и сферами применения.

Тем не менее, в абсолютном большинстве случаев для пропитки обмоток электродвигателей используются именно синтетические лаки.

А вот лаки на базе смол естественного происхождения применяются достаточно редко. Как показала практика, использование такого материала обеспечивают те же эксплуатационные качества, однако стоят значительно дешевле. Например, лак на основе полиэфиримидизоцианурата марки ИД-9152 служит прекрасной альтернативой для кремнийорганических лаков.

Виды лаков

Современный рынок предлагает несколько видов растворов для пропитки электрических двигателей. Среди всего этого разнообразия можно выделить такие типы лака:

  • ФЛ-98. Основным компонентом смеси является модифицированный глифталь. Лак очень хорошо сохнет, а также выдерживает значительные нагрузки. Поэтому он часто используется для обработки двигателей кранов и других тяговых систем;
  • МЛ-92. Химически этот лак во многом похож на предыдущий тип. Но его рекомендовано использовать уже для пропитки обмоток на электрических машинах и трансформаторах. Смесь после высыхания очень хорошо цементируется, а также качественно противостоит воздействию влаги и масла;
  • ГФ-95. Лак хорошо и долго сохраняет пластичность, что позволяет использовать его для обработки различных видов обмоток. Зачастую его применяют для систем, которые работают внутри масляной жидкости. Лак практически не повреждается этим веществом, а также прекрасно противостоит образованию дуг.

Существует еще много лаков для пропитки обмоток. При их выборе важно учитывать технические характеристики растворов и консультироваться со специалистами, которые помогут подобрать оптимальный вариант.

  • Автор: Мария Сухоруких
  • Распечатать
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(0 голосов, среднее: 0 из 5)

Читайте также:  Варианты дизайна ногтей с розовым лаком

Поделитесь с друзьями!

Сварочный аппарат из электродвигателя

Для трансформатора подойдет любой неисправный электромотор. Лучше использовать двигатель мощностью не менее 7,5 кВт, с числом оборотов в минуту 740-960, т.к. диаметр его ротора больше, чем у более скоростных. Соответственно, больше внутренний диаметр сердечника. Электродвигатель разбирается, из него вынимается статорная обмотка. Затем корпус статора разбивается и из него извлекается пакет железа.

Мне приходилось изготавливать такой сварочный аппарат. Если корпус чугунный, тогда проще просверлить по длине корпуса победитовым сверлом ряд отверстий и кувалдой расколоть корпус. Удобно использовать тонкое зубило, применяя его как клин. После разборки корпуса ножовкой или «болгаркой» срезать обмотку и по пазам выбить провод. Проще срезать старую обмотку с одной стороны, а с противоположной стороны выдернуть, используя, например, монтировку.

После этого железо тщательно изолируется киперной лентой. Далее на железо наматываются необходимые обмотки – точно так, как на О-образный сердечник, т.е. помощью челнока. Для уточнения числа витков предварительно намотать провод сечением не менее 1,5 мм2 в количестве 20 витков. Затем на эту обмотку подают напряжение 12 В и при помощи амперметра (предел измерения 5 А) измеряют протекающий ток. Ток должен быть около 2 А. Если ток меньше, то количество витков уменьшают, и наоборот.

После этого можно определить необходимое количество витков на 1 вольт делением полученного числа витков на 12.

Немалая сложность состоит в выполнении вторичной обмотки. Желательно применить провод в стеклянной изоляции и для вторичной обмотки использовать провод ПЭТВ-2 диаметром 2,36 мм, который складывается 7 раз. Сечение вторичной обмотки получится около 17 мм2.

Первичная обмотка также была выполнена проводом диаметром 2,36 мм, сложенным вдвое. Можно использовать любой провод диаметром от 1,5 до 2,5 мм, предварительно пересчитав по его сечению необходимое количество проводников в витке.

Вначале наматывается первичная обмотка на 220 В, затем все остальные. Особое внимание обратите на качество изоляции между обмотками. Сделав отвод во вторичной обмотке для получения напряжения 13 вольт и поставив диоды, получаем пусковое устройство для автомобиля. Напряжение во вторичной обмотке около 60–70 В. Если осталось место после укладки обмоток, то можно сделать еще точечную сварку. Например, сделав 4 витка медной полосой сечением 40×5 мм. Толщина железа, скрепляемого точечной сваркой, – 1,5 мм. При этих параметрах сварочный аппарат успешно работает электродами диаметром 3–5 мм.

Дополнение

Применяемые в промышленности асинхронные электродвигатели имеют статор в виде тороидального пакета железа, выполненного из электротехнической стали. Форма статорного магнитопровода имеет сложную форму с пазами различной конфигурации. Магнитопровод электродвигателя обычно запрессован в чугунный или алюминиевый корпус. Для изготовления сварочного аппарата можно использовать трехфазные асинхронные электродвигатели различной мощности. Желательно применять тихоходные и мощные электродвигатели 4–18 кВт с внутренним диаметром кольца 150 мм и внешним – 2400 мм. Высота кольца магнитопровода – 122 мм. Эффективная площадь магнитопровода в этом случае – 29 см2. Первичная обмотка содержит 315 витков медного провода диаметром 2,2 мм. Вторичная обмотка рассчитана на 50 вольт и выполнена из нескольких проводов общим сечением 22 мм2. Первичная обмотка намотана в два с лишним слоя. Вторичная уложена на ½ длины кольца. Общий вид трансформатор показан на рисунке 1. Вес аппарата около 40 кг. Ток сварки порядка 180 А.

Рис.1 Общий вид и электрическая схема аппарата

В своих записях я нашел расчеты, которые помогут вам в разработках. К сожалению, в библиотеке я не нашел оригиналов издания. Предложен расчет по оптимальным параметрам, исходя из того, что ток холостого хода не должен превышать I

х.х.<0,3 А. Тогда при
S
сеч.=45 см2 число витков первичной обмотки равно 220, а вторичной -50 + 20.

Если данные вашего тора отличаются от номинальных параметров, тогда данные пересчитываются. Например, S

сеч.=30 см2. Тогда число витков первичной обмотки равно:

1 = (
S
ном./
S
) · 220.

1 = (45/30) · 220 = 330 витков.

Данные расчетов сведены в таблицу, где:

S
сеч.
сечение торового сердечника в см2;
W
1
число витков первичной обмотки;
W
2
число витков во вторичных обмотках;
S
1,2
площадь сечения обмоток первичной и вторичной обмоток в мм2.
S
сеч. см2
W
1 витки
S
1 мм2
W
2 витки
S
2 мм2
W
3 витки
15 495 1,5 114 80 45
20 440 1,6 100 80 40
25 385 1,7 88 80 35
30 330 1,8 75 80 30
35 275 1,85 62 80 25
40 220 1,9 50 80 20
45 206 1,95 46 80 15
50 195 2,0 43 80 10

§ 15-2. Методы пропитки

Для пропитки обмоток пользуются следующими методами:

  1. погружением в лак;
  2. на стендах с нижней подачей лака;
  3. струйным поливом;
  4. компаундированием;
  5. вакуумно-нагнетательным способом.

Выбирают метод пропитки в зависимости от типа лака и конструкции обмоток. Метод пропитки погружением. Этот метод является наиболее распространенным способом пропитки лаками, содержащими растворитель, как отдельных катушек, так и обмоток, уложенных в пазы сердечников. Для лучшего проникновения лака в обмотки, уложенные в пазы сердечников, последние перед погружением в лак нагреваются до температуры 60—70°. Перед пропиткой водноэмульсионным лаком ПФЛ-86 нагревать сердечники не следует во избежание распада эмульсии. Режим пропитки зависит от назначения электрической машины, конструкции обмоток и типа лака. Так, количество пропиток бывает от одной и более, а время выдержки обмотки в лаке колеблется от нескольких секунд до одного часа. Время выдержки обмоток в лаке при первой пропитке (15 мин — 1 ч) значительно больше, чем при последующих погружениях, так как при первом погружении происходит основное заполнение пор и воздушных прослоек в изоляции. При любой пропитке обмотка должна находиться в лаке до прекращения выделения пузырьков воздуха. Для лучшего проникновения лака в обмотку у погружаемых в бак с лаком изделий пазы сердечников должны быть расположены вертикально или под небольшим углом. Якорь электрической машины погружают в лак коллектором вверх. Во время пропитки обычно бывает сложно защищать концы валов, посадочные поверхности статоров и шайб якорей, поэтому сразу после пропитки лак с этих поверхностей удаляют, протирая посадочные поверхности хлопчатобумажными салфетками, смоченными в растворителе. В пропиточном отделении должен быть установлен жесткий контроль за составом и чистотой лака. Пропиточные ванны и котлы необходимо периодически очищать от остатков лака, а погружаемые в лак изделия перед пропиткой обязательно продувать чистым сжатым воздухом для удаления с них пыли и грязи. Ежедневно и после каждого разведения проверяют вязкость лака, а через два-три дня — содержание основы лака. При обычном методе пропитки на удаления растворителей в процессе сушки затрачивается значительное время — 10—12 ч. Для ускорения процесса пропитки и последующей за ним сушки за рубежом был разработан новый метод пропитки. Сущность этого метода заключается в том, что изделие, подлежащее пропитке, нагревают до температуры, несколько превышающей температуру кипения растворителя, а затем погружают на 10—20 сек в ванну с лаком, имеющим температуру цеха. У слоев лака, соприкасающихся с якорем, нагретым до температуры 160°, резко снижается вязкость, в результате чего лак лучше проникает в поры обмотки и при этом большая часть растворителя испаряется из обмотки. Время сушки после пропитки для удаления оставшегося растворителя сокращается таким образом до 1—2 ч. Метод пропитки погружением имеет ряд недостатков. Целью операции является пропитка изоляции обмоток и пазов сердечника, а в лак приходится погружать сердечник целиком. В результате этого увеличивается расход лака за счет покрытия им металлических деталей. К тому же этот лак приходится с посадочных поверхностей смывать вручную. На наружной поверхности статора образуется лаковая пленка, которую очень трудно смыть, при окраске по ней качество покрытия получается невысоким. После пропитки в течение 20—30 мин с изделий на поддоны стекает лак. Выделяемые в это время пары растворителей, а также испарения с поверхности лака пропиточных ванн приводят к загазованности пропиточно-сушильных отделений. При определенной концентрации паров растворителей пропиточное отделение становится взрыво- и пожароопасным и вредным для здоровья находящихся в нем работников. Исключение составляют пропиточные отделения с водноэмульсионными лаками.

Источник

Пошаговая инструкция перемотки электродвигателей своими руками

Во многих бытовых устройствах и самодельных конструкциях в качестве привода используются электрические машины небольшой мощности. Несмотря на высокую надежность электромоторов, их выход из строя по ряду причин — не редкость. Учитывая относительно высокую стоимость этих устройств, практичнее осуществлять их ремонт, а не замену. Предлагаем рассмотреть возможность перемотки электродвигателей в домашних условиях.

Читайте также:  Безвредный лак для стен

Виды электродвигателей и особенности их ремонта

Как правило, в быту используются коллекторные моторы постоянного тока и бесколлекторные асинхронные двигатели переменного тока. Именно ремонт этих приводов мы и будем рассматривать. Информацию о принципе действия и конструктивных особенностях асинхронных и коллекторных машин можно найти на нашем сайте.

Что касается синхронных приводов, то в быту они практически не используются, поэтому в данной публикации эта тема не затрагивается.

Особенности ремонта асинхронной машины

Проблемы с двигателем любого типа могут иметь механический или электрический характер. В первом случае свидетельствовать о неисправности может сильная вибрация и характерный шум, как правило, это говорит о проблемах с подшипником (обычно в торцевой крышке). Если вовремя не устранить неисправность, вал может заклинить, что неминуемо приведет к выходу из строя обмоток статора. При этом тепловая защита автоматического выключателя может не успеть сработать.

Исходя из практики, в 90% выход из строя асинхронных машин возникают проблемы с обмоткой статора (обрыв, межвитковое замыкание, КЗ на корпус). При этом короткозамкнутый якорь, как правило, остается в рабочем состоянии. Поэтому даже при механическом характере повреждений необходимо произвести проверку электрической части.

Проверка обмотки

В большинстве случаев проблема может быть обнаружена по внешнему виду и характерному запаху (см. рис. 1). Если эмпирическим путем неисправность установить не удается, переходим к диагностике, которая начинается с прозвонки на обрыв. Если таковая обнаруживается, выполняется разборка двигателя (этот процесс будет описан отдельно) и тщательный осмотр соединений. Когда дефект не обнаружен, можно констатировать обрыв в одной из катушек, что требует перемотки.

Источник

Чем пропитать обмотку статора в домашних условиях

Пропитка трансформаторов необходима для повышения технических характеристик. Использования современных компонентов позволяют успешно выполнить пропитку в домашних условиях. Перед тем как узнать, чем можно пропитать трансформатор в домашних условиях, необходимо определиться с возможными средствами. Оптимальным средством для выполнения такой задачи становится трансформаторный лак.

Использование составов удобно для обеспечения исключения в процессе работы гудения трансформатора. Он хорошо пропитывает обмотку. Плюсом становится достаточно быстрое высыхание.

Для чего нужна пропитка

Использование трансформаторного лака улучшает эксплуатационные характеристики. Его использование делает устройство тихим в работе даже в условиях перегрузки. В большинстве случаев выполнение пропитки на начальном этапе осуществляется еще на стадии промышленного производства в заводских условиях. Использование специализированных лаковых составов:

  • увеличивает электродинамическую стойкость при КЗ;
  • сокращению негативного влияния контрольных толчков и нагрузок;
  • устраняет последствия частых включений.

Итогом становится повышение электродинамичной стойкости. Нанесение защиты снижает негативный контакт с влагой и пылью, скрепляет витки.

Способы пропитки

Пропитка предполагает собой покрытие лаком всех элементов обмотки. При этом важно смазать им все поверхности. Выполняется пропитка с помощью нескольких технологий:

  1. Погружение статора в раствор. При этом деталь опускается только вертикально. Пропитка завершается лишь после того, как из смеси перестанут выходить пузыри воздуха.
  2. Обливание. Для этого статор также располагают вертикально и медленно наносят лак.

Что касается роторов, то они пропитываются только прокатыванием в специальных ваннах. После завершения этой операции все компоненты нужно расположить на поверхности, чтобы дать возможность стечь лишнему лаку. Остатки лака на механизме удаляют с помощью тряпки и бензина. Выполняют это только для тех мест, где этот состав не нужен.

Основные способы

Выполнение пропитки трансформаторов в домашних условиях может выполняться несколькими способами. Каждый из них в своей мере позволяет улучшить технические характеристики устройства.

В свечном воске или парафине

Выполнение пропитки с использованием парафина в домашних условиях осуществляется в несколько этапов:

  • На плите без использования открытого огня плавится парафин или свечной воск. Состав должен стать жидким и лишенным включения комков. Количество рассчитывается с учетом возможности полного погружения в жидкий парафин или свечной воск трансформатора.
  • Трансформатор расклинивают и сжимают на должном уровне. Его подвешивают на проволоке и полностью погружают в кастрюлю. Оставляют минут на пять. За этот срок он полностью пропитывается.
  • Достают трансформатор из кастрюли и подвешивают примерно на три часа, чтобы парафин или свечной воск полностью высох.
  • Остатки подсохшего средства аккуратно счищают с контактов и устанавливают трансформатор в штатное место.

При отсутствии этих веществ, альтернативным вариантом становится использование парафинового лака.

Пропитка в лаке

Для выполнения нанесения такого защитного слоя могут использоваться различные типы лаков. Чаще всего в домашних условиях используется алкидный лак. Также можно использовать ПВФ-170 или ПВФ-171, мебельные лаки. Такая технология также готова существенно повысить эксплуатационные характеристики работы трансформатора.

Электрические машиныи аппараты

Обмотки для электрических машин низкого напряжения подвергаются пропитке лаками, а обмотки для машин низкого и высокого напряжения, изготовленные из катушек с корпусной изоляцией, — пропитке компаундами или компаундировке битумами.

Пропитка низковольтных обмоток — это процесс заполнения обмотки и ее изолировка специальными лаками или составами с последующей запечкой. Пропитку выполняют составами без растворителей или лаками на основе растворителей с содержанием пленкообразующих веществ от 35 до 70% в зависимости от лака и технологии пропитки.

Пропитка значительно замедляет процессы теплового старения и увлажнения электроизоляционных материалов, так как уменьшается площадь их соприкосновения с окружающей средой, снижается превышение температуры обмоток, поскольку теплопроводность лаков намного выше теплопроводности воздуха, повышается электрическая прочность изоляции вследствие заполнения пор и капилляров обмотки лаками, имеющими более высокую электрическую прочность, чем воздух. Цементируя витки обмоток, пропитка снижает механический износ их изоляции.

Лаки с растворителями состоят из основы (синтетических смол) и растворителей (ксилола, толуола и др.), служащих для разжижения основы лака. В состав лака добавляют также некоторое количество пластификаторов, придающих гибкость застывшей лаковой пленке, и сиккативов — веществ, ускоряющих процесс отвердевания основы лака после пропитки. При добавлении растворителей пропиточный состав разжижается и во время пропитки основа лака проникает внутрь обмотки и остается там после испарения растворителей.

Стремление повысить содержание смолы в лаке и сократить время отвердевания привело к созданию пропиточных составов без растворителей. Их выпускают двух видов: составы на основе ненасыщенных полиэфирных и на базе эпоксидных смол. Первые отличаются более низкой стоимостью и лучшими сопротивляемостью термическим ударам и совместимостью с нагревостойкими лаками.

Пропитке всегда предшествует сушка или нагрев изоляции, что необходимо для удаления влаги из обмоток, а также снятия внутренних напряжений в эмалевой изоляции проводов, которые возникли при эмалировании провода и намотке. Пропитке желательно подвергать изделия, нагретые до 60 — 70°С, для лучшего проникновения лака в глубь обмотки. После пропитки изделия сушат для удаления растворителя и запекания пленкообразующих лака.

Растворители лаков (ксилол, толуол) при сушке должны испариться и выделиться из обмоток в виде летучих веществ, которые необходимо нейтрализовать или рассеять в атмосфере, поэтому участки пропитки с такими лаками, как правило, располагаются в отдельных помещениях с хорошей принудительной приточно-вытяжной вентиляцией. Составы без растворителей при отвердевании не выделяют вредных летучих веществ. Специальные установки пропитки, работающие на составах без растворителей, можно располагать в общем технологическом потоке, что очень важно и экономично в поточно-массовом производстве.

Сушку выполняют, как правило, в две ступени: на первой ступени при 120°С удаляется растворитель, на второй ступени при температуре, соответствующей отвердеванию применяемого лака, происходит его полимеризация. Для сушки используют конвективные тупиковые или проходные печи с электрическим или паровым обогревом, терморадиационные и печи аэродинамического нагрева. Сушку осуществляют также пропусканием электрического тока по обмоткам.

Компаундирование — это способ заполнения обмоток битумом для устранения пустот в изоляции и создания их полной монолитности. При этом происходит гидростатическое опрессование обмоток. Битум может проникать в изоляцию на всю ее толщину или незначительно в зависимости от принятой технологии. Отсутствие воздуха в обмотке перед внесением состава и сохранение в ней внесенного состава является обязательным.

Компаундирование происходит при высокой температуре и в глубоком вакууме. После остывания компаундированные катушки твердеют (при постукивании по ним слышится «деревянный» звук), а при повторном нагреве размягчаются и опять твердеют при остывании. Температура размягчения 125 — 130°С, поэтому компаундированная изоляция обмоток имеет классы нагревостойкости А и В и используется на неподвижных частях машин.

Читайте также:  Новинка Avon Gel Shine 8212 свотчи 9 оттенков видео

Компаундированную изоляцию из-за ее размягчения при нагревании и отвердевания при охлаждении называют термопластичной. В последние годы в новых разработках ее не применяют, и только в некоторых случаях используют при капитальном ремонте ранее изготовленных машин.

Пропитка эпоксидными компаундами — сравнительно новый технологический процесс, который имеет, те же цели, что и компаундирование. Пустоты в обмотке заполняют эпоксидными компаундами при 50 — 80°С и глубоком вакууме. При этом гидростатическое опрессование обмоток также обязательно. После пропитки компаунды запекают при высокой температуре.

Обмотки, пропитанные эпоксидными компаундами, называют термореактивными, поскольку они не размягчаются при повторном нагревании.

Как залить

Трансформатор готовят к обработке, как и в случае с парафином. Чтобы пропитка прошла успешно, выбирают емкость большой вместительности. Трансформатор должен погружаться в нее полностью и заливаться составом с верхом. Далее емкость чаще всего приходится выбрасывать. По этой причине в домашних условиях удобно использовать пятилитровую пластиковую бутылку, у которой обрезается верх.

Далее пропитка выполняется в следующей последовательности:

  • положить трансформатор в емкость;
  • залить лаком полностью, состав может покрывать устройство на 1-2 см выше верней части, можно просто облить со всех сторон два или три раза;
  • трансформатор достают из емкости и дают лаку слиться, полностью на эту процедуру требуется минимум пять минут;
  • остатки лака можно будет использовать повторно;
  • трансформатор подвешивают на проволоку и оставляют просушиваться, в зависимости от условий эта процедура составит разную продолжительность, если пропитка выполняется в закрытом помещении и проводится при комнатной температуре, будет достаточно выделить на просушку сутки, если пропитка выполняется на улице, потребуется до трех суток.

После этого необходимо выполнения тестирование аппаратуры.

При помощи вакуумной камеры

Использование вакуумной камеры позволяет улучшить качество пропитки трансформаторов. В такой ситуации трансформатор погружают в емкость и после заливки герметично её закрывают. Следующим шагом становится откачка из емкости воздуха. Он пузырьками выходит из пустот и собирается на поверхности.

содержание .. 41 42 45 ..

Пропитка обмоток статоров и роторов (электрические машины)

Обмотки статоров, роторов и катушки электрических аппара­тов подвергают пропитке, которая цементирует витки обмоток, снижает механический износ изоляции, замедляет процессы теп­лового старения и увлажнения электроизоляционных материалов, так как она уменьшает площадь их соприкосновения с окружаю­щей средой. При этом повышается электрическая прочность изо­ляции вследствие заполнения пор и капилляров обмотки лаками, имеющими более высокую электрическую прочность, чем воздух. Пропитка снижает температуру обмоток, так как теплопровод­ность лаков намного выше теплопроводности воздуха.

При ремонте возможности выбора изоляции и лака ограничены и наиболее часто для пропитки обмоток из эмалированных прово­дов используют лаки марок МЛ-92, МГМ-8, КО-916к, КО-964Н, компаунды (составы без растворителей) КП-34, КП-103. Провода с волокнистой изоляцией допускают более широкий выбор пропиточного состава. Для них не представляет опасность высокая цемен­тирующая способность пропиточного лака. Обмотки вращающихся частей при использовании проводов с волокнистой изоляцией пропитывают в компаундах, которые обеспечивают высокую це­ментацию (например, типов КП, Б-ИД-9127).

Растворители лаков (ксилол, толуол) при сушке должны испа­риться и выделиться из обмоток в виде летучих веществ, которые необходимо нейтрализовать и рассеять в атмосфере. В связи с этим требуется отдельное помещение, Составы без растворителей при от­верждении не выделяют вредных летучих, поэтому оборудование для пропитки и сушки можно располагать в общем помещении.

В промышленности используют несколько способов пропит­ки и сушки. При ремонте на небольших участках используют способ погружения изделия в л а к. Этот способ явля­ется гибким технологическим процессом, позволяющим на одном и том же оборудовании пропитывать изделия различных размеров и конструкций. Однако этот процесс является некомфортным с большой долей ручного труда. Обычно при пропитке используют маловязкие лаки с вязкостью 40… 45 с (по вискозиметру ВЗ-4 при температуре лака 20 °С) и содержанием пленкообразующих веществ 51… 58 %. Чтобы внести в обмотку необходимое количество лака, выполняют несколько пропиток, после каждой из них узел сушат в течение 8… 17 ч. Время нахождения изделия в лаке при первой пропитке — от 20 минут до одного часа, а при следующих — от 10 до 20 минут. Заполнение пор и пустот в изоляции обмоток проис­ходит в основном при первой пропитке, а последующие пропитки фактически являются покровными.

Способ пропитки изделия лаком в вакууме с переходом к повышенному давлению является менее гибким, чем способ погружения, но позволяет получить более высокое каче­ство пропитки с меньшей трудоемкостью и используется на спе­циализированных предприятиях. Фирма Хитека (Венгрия) выпус­кает ряд пропиточных установок для изделий различных габарит­ных размеров. Установка типа АВБ-4 (рис. 10.4, а) работает следующим образом. Пропитываемые изделия на подвеске 7 по конвейеру 1 транспортируют в печь 3 для сушки. После сушки изделия поступают в автоклав 5, в котором пропитываются лаком в автоматическом цикле, после чего возвращаются в печь 3 для сушки и запечки лака. Зона автоклава защищена выгородкой 4. В состав установки входят насосы 6 для создания вакуума и давления и электрошкаф 2.

Автоклав представляет собой шаровой сосуд, состоящий из двух частей (рис, 10.4, б). Половины автоклава разводятся, и подвеску 7 с навешенными на нее изделиями 13 вводят в зону автоклава. После смыкания автоклава резиновые уплотнения 9 обеспечивают его герметичность. Подвеска висит на металлической пластине 10,имеющей ширину 30…40 мм и толщину 0,5…0,3 мм. Вакуум и давление создаются через штуцер 11, а лак подают через штуцер 12. Смотровое окно 8 позволяет контролировать наличие лака.

Рис. 10.4. Полуавтоматическая установка АВБ-4для пропитки под вакуумом и давлением (а) и схема (б) автоклава и подвески: 1-конвейер; 2- электрошкаф; 3— печь для сушки; 4— выгородка для автоклава; 5, 6— в вакуумный насос; 7— подвеска; 8— смотровое окно; 9 — уплотнения; 10 — металлическая пластина; 11, 12 — штуцера; 13 — предназначенный для пропитки статор (ротор)

В табл. 10.1 приведена циклограмма пропитки изделия лаком с указанием времени операций

Цикл пропитки в зависимости от типа изделий можно изменять в пределах 6…16 мин. Отсутствие воздуха в изделии способствует глубокому проникновению лака в обмотку. Этот процесс усиливается при создании повышенного давления после заполнения автоклава лаком. При таком способе пропитки можно исполь­зовать лаки с вязкостью 55… 100 с. После пропитки создание ва­куума приводит к испарению более половины летучих веществ и повышению вязкости лака. При этом лак становится настолько вязким, что практически не вытекает из обмотки после пропитки и во время сушки.

Таблица 10.1
Операция

Время, мин
1 2 3 4 5 6 7 8
Закрытие автоклава X
Вакуумирование до 2,7-10’Па X Х Х
Снижение вакуума до (13 …40)- 103Па X
Заполнение автоклава Х
Повышение давления до(200…300)-Ю3Па Х Х
Снижение давления до атмосферного и слив лака Х Х
Вакуумирование до (5… 13)-103 Па Х Х
Увеличение давления до атмосферного Х
Раскрытие автоклава X

Использование более вязкого лака, чем при пропитке погру­жением, и повышение его вязкости сразу после пропитки позво­ляют за одну пропитку ввести в обмотку примерно столько же лака, сколько вносится при двукратной пропитке погружением. Использование более вязкого лака требует меньше времени для сушки. Время пропитки и сушки сокращается в четыре-шесть раз по сравнению со способом погружения. Особенно эффективен рас­сматриваемый способ для многовитковых катушек из тонкого провода (обмотки электрических машин небольшой мощности, катушки аппаратов, реле и т.п.).

содержание .. 41 42 45 ..

Особенности пропитки тороидальных трансформаторов

Отличием этого типа устройств становится наличие изогнутого кольцом замкнутого сердечника. Для этого типа устройств за счет особенности конструкции оптимальным способом надежной пропитки становится использование вакуума. Именно эта технология позволяет полностью заполнить лаком все пустоты в устройстве нетипичной формы.

Для просушки потребуется также не более трех суток в зависимости от температуры и влажности. При этом в случае, когда такой трансформатор работает только в сухих условиях, от проведения процедуры пропитки можно отказаться. Такой трансформатор и так в большинстве работает с минимальным гулом и шумом.

Источник