Как была изобретена пурпурная краска
Как была изобретена пурпурная краска

Как была изобретена пурпурная краска



Краски Древнего мира: пурпур.

Пурпур — самый известный, самый дорогой и самый недоступный из древних красных пигментов. Его получали из моллюсков, преимущественно из иглянок (Muricidae), но точный секрет производства до конца прошлого века считался утраченным. За насыщенный красно-фиолетовый цвет пурпура в основном отвечает вещество 6,6′-диброминдиготин, которое получалось в процессе переработки секрета гипобранхиальных желез (см. Hypobranchial gland) моллюсков. По свидетельству Плиния Старшего, для окраски тысячи фунтов ткани требовалось 200 фунтов желез моллюсков Stramonita haemastoma и 111 фунтов желез мурексов (скорее всего, речь идет о Bolinus brandaris). Так как сами моллюски небольшие (5–10 см), то из каждого удавалось извлечь примерно 1 мг красителя, которого хватало примерно на грамм шерсти. Лучше всего для окраски в пурпурный цвет подходили шерстяные ткани, позднее к ним добавились шелковые.

На фото — фрагмент шерстяной ткани из иудейской крепости Масада (Израиль, I век до н. э. — I век н. э.), окрашенной пурпуром — его также называют тирским (см. Tyrian purple), финикийским или королевским пурпуром.

Тирский пурпур получил свое название в честь финикийского города Тира (ныне Сур), который был центром производства этого красителя начиная примерно с XV века до н. э. Распространенное мнение о том, что пурпур впервые начали производить финикийцы, берет начало еще с античности. Римский автор Юлий Поллукс во II веке до н. э. записал замечательную легенду об открытии пурпура. За семь поколений до Троянской войны Геркулес гулял со своей собакой по берегу Средиземного моря, неподалеку от Тира. Собака укусила одну из валявшихся на берегу раковин и внезапно ее пасть окрасилась в фиолетовый цвет. Удивленный Геркулес немедленно рассказал об этом правителю Тира Фениксу, отцу Европы, и тот начал в Тире производство пурпура. Забавно, что Юлий Поллукс имел в виду не совсем того знаменитого Геркулеса-Геракла, чем ввел в заблуждение многих художников, включая Рубенса и его учеников, которые запечатлели этот миф в своих картинах. Тирским Геркулесом греки и римляне называли финикийского бога Мелькарта, бывшего покровителем Тира, который ассоциировался с общеизвестной фигурой, но всё же был отдельной личностью.

Однако, по археологическим свидетельствам, финикийцы не изобретали, а переняли эту технологию у представителей крито-минойской цивилизации. В 1969 году при раскопках Акротири (остров Санторини, Греция) был обнаружен сосуд, содержащий порошок фиолетового цвета. Последующие анализы выявили в нем высокое содержание брома, но более точных данных о составе не удалось получить из-за недостаточного развития технологии, и его посчитали очередным косметическим средством, предположительно животного происхождения. А вот более современные анализы с использованием высокоэффективной жидкостной хроматографии обнаружили в порошке тот самый диброминдиготин, тем самым подтвердив, что это не что иное как пурпурный краситель.

Картина Теодора ван Тюльдена «Открытие пурпура» (между 1636 и 1638 гг.), хранящаяся в музее Прадо. Это полноцветная копия более ранней незаконченной картины Рубенса «Собака Геркулеса обнаруживает пурпурный краситель» (Hercules’s Dog Discovers Purple Dye, около 1636 года), учеником которого был ван Тюльден. Примечательно, что ни один из них не знал, из каких конкретно моллюсков получают пурпур, и нарисовал абстрактного моллюска, больше всего напоминающего ископаемую наутилоидею. Изображение с сайта commons.wikimedia.org

В 1995 году во время раскопок древнего порта Коммос (Kommos) на Крите была обнаружена очень любопытная постройка — площадка, мощеная каменными плитами, с дренажными каналами между ними. Она была покрыта большим количеством дробленых раковин мурексов и датировалась XIX веком до н. э. Часть раковин была раздроблена, а на другой части археологи обнаружили высверленные дырочки, служившие для осторожного вскрытия раковин. Учитывая многочисленные изображения их на гончарных изделиях, можно предположить и более раннее начало производства пурпура, где-то около XXV века до н. э. Впрочем, не надо забывать, что эти моллюски были также весьма популярным деликатесом у жителей Средиземноморья.
Высокая цена пурпура обуславливалась крайне малым выходом этого красителя и высокой сложностью производства. Краситель извлекали из слизи гипобранхиальных желез живых моллюсков, поэтому крайне важно было быстро транспортировать их до фабрики в сосудах с соленой водой. Расположенные рядом с берегом фабрики, вроде той, что нашли в Коммосе, имели специальные мелкие бассейны для содержания и быстрой разделки свежедобытых моллюсков. Подробно последующий процесс синтеза пурпурного красителя был описан Плинием Старшим в его «Естественной истории». В нем можно выделить пять основных шагов: 1) удаление желез из моллюсков; 2) отваривание их в соленой воде в течение трех дней; 3) кипячение в оловянном сосуде; 4) прогревание на медленном огне в течение десяти дней; 5) финальная окраска тканей в течение пяти часов и последующая просушка. Фиолетовый краситель синтезировался уже на втором этапе, к четвертому переводился в водорастворимую форму (имеющую светло-желтую, а не фиолетовую окраску) за счет восстановления бактериями, а потом обратно окислялся уже в тканях под действием света и кислорода воздуха. Так как многие прекурсоры дающих цвет соединений содержат в своем составе серу, при окислении на финальном этапе выделялись серные летучие соединения меркаптаны (см. картинку дня Тиолы), из-за чего вокруг красилен распространялся характерный запах «тухлых яиц».

В редких случаях пурпур применяли даже для окраски керамики. Так, до нас дошел кувшин со следами пурпурной краски, на котором на четырех языках написано имя царя Дария I. Надпись египетскими иероглифами гласит «Царь Верхнего и Нижнего Египта, Господин Двух Земель, Дарий, живущий вечно, год 36». Это позволяет датировать предмет 486 годом до н. э. Сосуд из обожженной глины был загрунтован белой краской на основе каолинита и затем расписан пурпуром. Судя по похожим находкам, это были своеобразные награды, которые вручались как знак царской благодарности за особые заслуги.

Фрагмент одеяния священника из Масады, первое столетие до н.э., синий краситель получен из обрубленного мурекса. Фото из статьи Z. Koren, 2018. Dyeing with Sea Snails for the Production of Tekhelet and Argaman in Antiquity

Пурпур упоминается и в Библии, под именем аргаман. Часто вместе с ним упоминается и синий цвет тхелет, который использовался для окраски фрагментов одеяний иудейских первосвященников. Технология его получения не дошла до нашего времени, и дискуссия о том, что же это был за краситель, продолжалась до начала XXI века. В качестве возможного источника краски рассматривались каракатицы, вайда красильная и, конечно же, морские моллюски. Раскопки дворца Ирода I Великого в Масаде (I век до н. э.) позволили окончательно ответить на этот вопрос. На территории синагоги был обнаружен фрагмент ткани с синей полоской, принадлежавшей представителю духовенства. Анализ с помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии принес неожиданные результаты: за синий цвет отвечал индиго, но в значительных количествах присутствовал и 6,6-диброминдиго. Последний однозначно указывает на иглянок как на источник краски. А то, что эти два вещества встречены вместе, позволило установить и вид — обрубленный мурекс. В отличие от своих собратьев, из него получаются красители, содержащие оба соединения в значительных количествах, что позволяло получать синие цвета, используя определенный размер и подвид этих моллюсков.

Читайте также:  Краска для моделей под дерево

До начала второго тысячелетия нашей эры основными покупателями пурпурных тканей были королевские дворы и духовенство, а главной страной-производителем — Византийская империя. Пурпурная индустрия начала сокращаться с упадком Византии, особенно после 1204 года, когда Константинополь был взят во время Четвертого крестового похода. Считается, что секрет изготовления пурпура был окончательно утрачен после взятия Константинополя турками в 1453 году. Папа Павел II, испытывая недостаток средств для закупки пурпурных тканей у Османской империи, в 1464 году издал указ, по которому вместо пурпура для одеяний духовенства надлежало использовать более дешевую дубовую кошениль (см. картинку дня Кошениль). Для ее производства требовались квасцы, основные месторождения которых контролировались папой, так что этим указом он отлично пополнил свою казну, но закончил эпоху господства пурпура. Даже несмотря на широкую известность «Естественной истории», воспользоваться рецептом Плиния с тех пор никому не удавалось вплоть до современности. А в 2010 году ученые описали более дешевый и простой способ синтеза 6,6′-диброминдиготина.

Фото из статьи Z. Koren, 2018. Dyeing with Sea Snails for the Production of Tekhelet and Argaman in Antiquity.

Источник

О пурпуре — редком природном красителе

Античная традиция приписывает открытие пурпура финикийцам: само название страны «Финикия» восходит к греческому — красный, багряный.

Применение отмечено уже за 1600 лет до н. э.; о его использовании упоминают древнеегипетские папирусы, Плиний Старший и др. Пурпур извлекали из различных видов иглянок — Murex brandaris L. (Bolinus brandaria), Hexaplex trunculus и Thais haemastoma. В зависимости от вида моллюсков и технологии крашения ткани получали окраски различных цветов и оттенков: так, из Murex brandaris получали пурпур, дававший багряные цвета, однако в античной литературе упоминаются и окраски фиолетовых оттенков — вероятно, такой пурпур извлекался из моллюсков Hexaplex trunculus, пурпур которого представляет собой смесь пурпурного 6,6′-диброминдиго и синего индиго. В Древнем Риме одежда, окрашенная пурпуром, служила отличительным знаком высших должностей. Чтобы изготовить 1 грамм красителя пурпура, нужно переработать 10 000 моллюсков, это давало возможность покрасить одну мантию.

Жители Ханаана не только изобрели алфавит, который лег в основу греческого и латинского письма, но и первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды. Пурпур — краситель различных оттенков от багряного до пурпурно-фиолетового цвета, извлекавшийся из морских моллюсков. Это натуральный краситель, его очень ценили в древности, поскольку краска не увядает со временем, а становится более ярким и интенсивным с выветривания и солнечного света. Для производства пурпура финикийцы использовали моллюсков трёх видов из семейства Мурексов (Muricidae) — Murex brandaris L. (Bolinus brandaria), Hexaplex trunculus и Thais haemastoma. В зависимости от вида моллюсков и технологии крашения ткани получали окраски различных цветов и оттенков. Все мурексы обладают красивыми, разнообразной формы, раковинами. Но главная и удивительная особенность мурексов – наличие в мантии, на стенке жаберной полости, особой железы, которая вырабатывает пурпур – чудесное вещество, необыкновенно красивый краситель, дающий разные цвета — бордовый, лиловый, лилово-синий, лилово-красный, тёмно-синий, огненно-красный, тирский пурпур, фиолетовый.

Bolinus brandaris
Болинус брандарис (Bolinus brandaris) вначале по Карлу Линнею назывался Murex brandaris, это моллюск из семейства Мурексов. Обитает в Средиземном море, у берегов Португалии и побережья Западной Африки, был найден на отдельных коралловых пляжах атоллов в Индийском океане и Южно-Китайского моря. Высота раковины от 60 до 90 мм. Раковина обычно золотисто-коричневого цвета. Внутренняя губа устья сильно отвернута наружу. У некоторых раковин длинные и острые шипы, а у других раковин на месте шипов имеют лишь тупые выступы. Обитает на мелководье на скалистых и каменистых грунтах. Этот моллюск использовался для получения пурпура огненно-красного оттенка (тирский пурпур).

Hexaplex trunculus
Обрубленный мурекс (Hexaplex trunculus) — моллюск из семейства Мурексов. Длина раковины 35 — 108 мм. Обитает на побережье Средиземного моря. Раковина небольшого или среднего размера, веретеновидно-овальной формы, она довольно крепкая. Окраска раковины сильно варьирует у различных особей. Пурпур данного вида представляет собой смесь пурпурного и синего индиго и имеет голубовато-фиолетовый цвет.

Таис гемастома (Thais haemastoma)
Таис гемастома (Thais haemastoma) — моллюск из семейства Мурексов, обитает в Средиземном море, в Атлантическом океане — на всем побережье западной Африки, в Карибском море, на побережье Флориды, Бермудских островов, Бразилии. Высота раковины до 80 мм. Раковина толстостенная и крепкая. У нее сглаженные шипы, располагающиеся по спиральным ребрам, они сильно варьируют по величине и степени выпуклости. Окраска раковины от серо-коричневой до белой с отдельными коричневыми пятнами. Окраска устья от бледно-розовой до ярко-оранжевой. Обитает на небольших глубинах. Обычный, часто встречающийся вид. Пурпур данного вида имел фиолетовый цвет.

Окрашенная пурпуром шерсть
Разнообразие оттенков было следствием изготовления краски из трех видов моллюсков, только Murex brandaris (Bolinus brandaria) давал красный цвет, а два других вида — давали краску с фиолетовым оттенком. Также у разных производителей пурпура имелась своя технология его получения, что ещё более разнообразило палитру оттенков. Ткань, окрашенная пурпуром, стоила огромных денег, потому что для производства 1 г краски требовалось около 10 000 раковин моллюсков. Поэтому 1 кг тирской шерсти, окрашенной дважды, стоил примерно 2 тыс. динариев. Эту сумму трудно перевести на современные деньги, но все же попробую. В начале I века римский динарий чеканился из чистого серебра. Но римское правительство постоянно стремилось истратить больше, чем было в казне и занималось раздуванием денежной массы. При Нероне в динарий стали подмешивать до 10% других металлов, при при Марке Аврелии — 25%, а к началу III века это соотношение перевалило за 50%. К концу III века динарий уже состоял из чистой меди, а уровень цен был примерно в 30 раз выше, чем в начале I века. Не такая и большая инфляцию за три века, кстати. Но в любое время римский динарий почти равнялся греческой драхме и соответствовал дневному заработку римского солдата, это был своеобразный прожиточный минимум. Чтобы оценить масштаб цен, приведу пример. Например, добрый самаритянин дал хозяину гостиницы два динария за уход за пострадавшим, а ароматы из Вифании стоили более 300 динариев. На современном нумизматическом рынке динарий по-прежнему стоит около дневного заработка, это примерно равно 50$. Тогда выходит, что 1 кг тирской шерсти стоил на совремменные деньги 2000 х 50 = 100000 американских долларов, то есть за такие деньги можно купить квартиру в современной Москве.

Читайте также:  Алкидные автоэмали с доставкой по всей России в интернет магазине RAL1 RU


Крашенная моллюском ткань из развалин дворца Ирода в Масаде
Но вернемся к финикийцам. Любознательный римлянин Плиний Старший так описывал технологию получения пурпура, которую использовали финикийцы. Прежде всего, надо было выловить моллюсков нужного вида – достаточное количество краски можно было получить только из трех видов. Раковину разбивали и извлекали расположенную в полости мантии пурпурную железу, содержащую прозрачную жидкость. Добытые железы или моллюсков целиком давили каменными прессами и три для выдерживали в растворе соли. Затем получившийся раствор помещали в металлические котлы и выпаривали на слабом огне в течение 10 дней. После этого материал, который необходимо было окрасить, пропитывали все еще беловатым раствором и сушили на солнце. Только под действием солнечных лучей и кислорода воздуха полученное вещество последовательно меняло цвет – сначала на зеленовато-желтый, затем на зеленый, синий или пурпурный. Благодаря различиям в способах обработки исходного красящего вещества, неоднократным пропиткам и другими приемам финикийцы достигали широкого спектра конечных оттенков окраски тканей – от ярко-красного до темно-фиолетового.

Источник

Как была изобретена пурпурная краска

Античная традиция приписывает открытие пурпура финикийцам: само название страны «Финикия» восходит к греческому — красный, багряный.

Применение отмечено уже за 1600 лет до н. э.; о его использовании упоминают древнеегипетские папирусы, Плиний Старший и др. Пурпур извлекали из различных видов иглянок — Murex brandaris L. (Bolinus brandaria), Hexaplex trunculus и Thais haemastoma. В зависимости от вида моллюсков и технологии крашения ткани получали окраски различных цветов и оттенков: так, из Murex brandaris получали пурпур, дававший багряные цвета, однако в античной литературе упоминаются и окраски фиолетовых оттенков — вероятно, такой пурпур извлекался из моллюсков Hexaplex trunculus, пурпур которого представляет собой смесь пурпурного 6,6′-диброминдиго и синего индиго. В Древнем Риме одежда, окрашенная пурпуром, служила отличительным знаком высших должностей. Чтобы изготовить 1 грамм красителя пурпура, нужно переработать 10 000 моллюсков, это давало возможность покрасить одну мантию.

Жители Ханаана не только изобрели алфавит, который лег в основу греческого и латинского письма, но и первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды. Пурпур — краситель различных оттенков от багряного до пурпурно-фиолетового цвета, извлекавшийся из морских моллюсков. Это натуральный краситель, его очень ценили в древности, поскольку краска не увядает со временем, а становится более ярким и интенсивным с выветривания и солнечного света. Для производства пурпура финикийцы использовали моллюсков трёх видов из семейства Мурексов (Muricidae) — Murex brandaris L. (Bolinus brandaria), Hexaplex trunculus и Thais haemastoma. В зависимости от вида моллюсков и технологии крашения ткани получали окраски различных цветов и оттенков. Все мурексы обладают красивыми, разнообразной формы, раковинами. Но главная и удивительная особенность мурексов – наличие в мантии, на стенке жаберной полости, особой железы, которая вырабатывает пурпур – чудесное вещество, необыкновенно красивый краситель, дающий разные цвета — бордовый, лиловый, лилово-синий, лилово-красный, тёмно-синий, огненно-красный, тирский пурпур, фиолетовый.

Bolinus brandaris
Болинус брандарис (Bolinus brandaris) вначале по Карлу Линнею назывался Murex brandaris, это моллюск из семейства Мурексов. Обитает в Средиземном море, у берегов Португалии и побережья Западной Африки, был найден на отдельных коралловых пляжах атоллов в Индийском океане и Южно-Китайского моря. Высота раковины от 60 до 90 мм. Раковина обычно золотисто-коричневого цвета. Внутренняя губа устья сильно отвернута наружу. У некоторых раковин длинные и острые шипы, а у других раковин на месте шипов имеют лишь тупые выступы. Обитает на мелководье на скалистых и каменистых грунтах. Этот моллюск использовался для получения пурпура огненно-красного оттенка (тирский пурпур).

Hexaplex trunculus
Обрубленный мурекс (Hexaplex trunculus) — моллюск из семейства Мурексов. Длина раковины 35 — 108 мм. Обитает на побережье Средиземного моря. Раковина небольшого или среднего размера, веретеновидно-овальной формы, она довольно крепкая. Окраска раковины сильно варьирует у различных особей. Пурпур данного вида представляет собой смесь пурпурного и синего индиго и имеет голубовато-фиолетовый цвет.

Таис гемастома (Thais haemastoma)
Таис гемастома (Thais haemastoma) — моллюск из семейства Мурексов, обитает в Средиземном море, в Атлантическом океане — на всем побережье западной Африки, в Карибском море, на побережье Флориды, Бермудских островов, Бразилии. Высота раковины до 80 мм. Раковина толстостенная и крепкая. У нее сглаженные шипы, располагающиеся по спиральным ребрам, они сильно варьируют по величине и степени выпуклости. Окраска раковины от серо-коричневой до белой с отдельными коричневыми пятнами. Окраска устья от бледно-розовой до ярко-оранжевой. Обитает на небольших глубинах. Обычный, часто встречающийся вид. Пурпур данного вида имел фиолетовый цвет.

Окрашенная пурпуром шерсть
Разнообразие оттенков было следствием изготовления краски из трех видов моллюсков, только Murex brandaris (Bolinus brandaria) давал красный цвет, а два других вида — давали краску с фиолетовым оттенком. Также у разных производителей пурпура имелась своя технология его получения, что ещё более разнообразило палитру оттенков. Ткань, окрашенная пурпуром, стоила огромных денег, потому что для производства 1 г краски требовалось около 10 000 раковин моллюсков. Поэтому 1 кг тирской шерсти, окрашенной дважды, стоил примерно 2 тыс. динариев. Эту сумму трудно перевести на современные деньги, но все же попробую. В начале I века римский динарий чеканился из чистого серебра. Но римское правительство постоянно стремилось истратить больше, чем было в казне и занималось раздуванием денежной массы. При Нероне в динарий стали подмешивать до 10% других металлов, при при Марке Аврелии — 25%, а к началу III века это соотношение перевалило за 50%. К концу III века динарий уже состоял из чистой меди, а уровень цен был примерно в 30 раз выше, чем в начале I века. Не такая и большая инфляцию за три века, кстати. Но в любое время римский динарий почти равнялся греческой драхме и соответствовал дневному заработку римского солдата, это был своеобразный прожиточный минимум. Чтобы оценить масштаб цен, приведу пример. Например, добрый самаритянин дал хозяину гостиницы два динария за уход за пострадавшим, а ароматы из Вифании стоили более 300 динариев. На современном нумизматическом рынке динарий по-прежнему стоит около дневного заработка, это примерно равно 50$. Тогда выходит, что 1 кг тирской шерсти стоил на совремменные деньги 2000 х 50 = 100000 американских долларов, то есть за такие деньги можно купить квартиру в современной Москве.

Читайте также:  Краски для волос серого цвета отзывы


Крашенная моллюском ткань из развалин дворца Ирода в Масаде
Но вернемся к финикийцам. Любознательный римлянин Плиний Старший так описывал технологию получения пурпура, которую использовали финикийцы. Прежде всего, надо было выловить моллюсков нужного вида – достаточное количество краски можно было получить только из трех видов. Раковину разбивали и извлекали расположенную в полости мантии пурпурную железу, содержащую прозрачную жидкость. Добытые железы или моллюсков целиком давили каменными прессами и три для выдерживали в растворе соли. Затем получившийся раствор помещали в металлические котлы и выпаривали на слабом огне в течение 10 дней. После этого материал, который необходимо было окрасить, пропитывали все еще беловатым раствором и сушили на солнце. Только под действием солнечных лучей и кислорода воздуха полученное вещество последовательно меняло цвет – сначала на зеленовато-желтый, затем на зеленый, синий или пурпурный. Благодаря различиям в способах обработки исходного красящего вещества, неоднократным пропиткам и другими приемам финикийцы достигали широкого спектра конечных оттенков окраски тканей – от ярко-красного до темно-фиолетового.

Источник

Пурпур — царская краска финикийцев

Финикийцы

Пурпур — одна из древнейших известных человечеству красок органического происхождения. Добывали его из морских улиток, раковины которых во множестве находили на финикийском побережье Средиземного моря.

Эти морские улитки выделяют слизь для защиты нежного тела от повреждений. На свету слизь улиток из белой становится поочередно желтой, зеленой, синей, темно-красной и, наконец, пурпурной.

Получаемая таким образом краска обладала замечательным свойством не тускнеть столетиями. Плутарх описывает, как Александр Македонский, овладев Сузами, обнаружил в городе в числе прочих сокровищ большое количество пурпура, пролежавшего 190 лет и все еще сохранявшего первозданные свежесть и яркость. Как полагал историк, это могло быть объяснено тем, что данную краску готовили на меду и белом масле, ведь эти продукты тканям придают яркий и чистый блеск.

Изобретателями диковинной краски были финикийцы. Особой известностью пользовались ярко-красная и темно-фиолетовая пурпурные краски, составлявшие важную статью финикийского экспорта.

Пурпур был очень дорогим товаром, и это естественно: ведь добывался он буквально по каплям. Десятки тысяч улиток давали только 1 грамм драгоценной краски! Неудивительно поэтому, что пурпур был привилегией царей и знати. Римские императоры сделали его знаком императорского достоинства. В Византии важные акты записывали пурпуровой, «царской» краской.

Пурпур

Морские улитки далеко не единственные живые поставщики красителей. Малиновую краску кермес, которую широко применяли в древности греки и римляне, делали из червеца, кормящегося на средиземноморских дубах. Длительное время большой знаменитостью были обитающие на кактусах насекомые кошениль. Из самок этих насекомых добывают красную краску— кармин.

В Мексике издавна культивируют так называемые кошенильные кактусы специально для разведения кошенили. В первой половине прошлого столетия плантации кошенильного кактуса шагнули из Мексики через океан в Испанию, Алжир, на Канарские острова и на Яву.

С гектара плантации 2—3-метровых кактусов собирают около 300 килограммов кошенили, из которой с помощью горячей воды и уксусной кислоты извлекают кармин. Соединения кармина с алюминием и оловом используются для крашения тканей изшерсти и шелка, в акварельных красках и для окрашивания пищевых продуктов.

С появлением дешевых анилиновых красителей культура кошенили резко сократилась, но, тем не менее, кармин продолжает еще использоваться, особенно в пищевой промышленности и в парфюмерии.

Акварельная сепия производится из чернильных мешочков кальмаров и каракатиц: полученная жидкость растворяется в разведенном аммиаке, соединяется затем с соляной кислотой — и краска готова.

Тур Хейердал в книге «Путешествие на „Кон-Тики»» рассказывает, какой предстала однажды утром взорам мореплавателей бамбуковая палуба их плота. Она представляла из себя сплошную лужу из жидких черных чернил.

В этой черной луже валялся мертвый кальмаренок, взобравшийся ночью на плот. Благодаря ночному визиту несколько страниц в вахтенном журнале были исписаны своеобразной тушью — посмертным подарком неосторожного кальмара.

В течение столетий люди писали «чернилами» головоногих моллюсков (главным образом, прибрежных видов каракатиц). Не случайно, поэтому английский натуралист Фрэнк Лейн высказался в том духе, что каракатицы «буквально оставили след в человеческой культуре».

Сегодня химики в производстве сепии умеют обходиться и без «чернил» животного происхождения. Однако натуральная сепия по-прежнему в большом количестве используется в промышленности.

В прежние времена для выработки чернил и красок употреблялись так называемые галлы, болезненные наросты на листьях дуба. «Виноваты» в появлении галлов крошечные насекомые орехотворки, откладывающие в листьях свои яички. В старину «чернильные орешечки» обрабатывали специальным образом и получали великолепные черные чернила, которые не выцветали на солнце.

Широкое применение нашел в лакокрасочной промышленности шеллак — замечательная смола, которую дает крохотный жучок — лаковый червец. Родина его — Индия.

Шеллак тверд и эластичен, его можно плавить, вводить в различные смеси и подвергать давлению. Открытие шеллака произвело настоящую революцию в деле звукозаписи. Он оказался идеальным материалом для изготовления грампластинок. Шеллаковая пластинка не рассыхалась, не разрушалась при проигрывании и служила в 20 раз дольше, чем опытный стальной образец.

Существенный недостаток

У шеллака был лишь один, но — увы! — весьма существенный недостаток: дороговизна. Четыре тысячи жучков нужны, чтобы получить 60 граммов смолы — количество, необходимое для изготовления только одной пластинки.

Понятно, что поиски заменителей шеллака шли с большой интенсивностью. И они увенчались успехом. На помощь пришла химия, подарившая в конце 1940-х годов поливинилхлорид, из которого теперь делаются грампластинки (в том числе, и лишь с этого момента, долгоиграющие).

Невзирая на это, шеллак не потерял своего значения. Он по-прежнему широко используется для выработки высокопрочных лаков, которые применяются в электротехнической, оптико-механической и других отраслях промышленности, а также в медицине.

Наши биологи сумели акклиматизировать лаковых червецов, вывезенных из Вьетнама. Их новой родиной стало Закавказье. Жучкам полюбились такие субтропические растения, как хурма, инжир, акация. В 1966 году шеллак был впервые получен в садах Апшеронского полуострова.

Надо сказать огромное спасибо нашим животным — насекомым и обитателям моря за пурпур, кармин, сепию и шеллак.

Источник